Гуно

Гуно в Энциклопедическом словаре:
Гуно - (Gounod) Шарль (1818-93) - французский композитор. Один из создателейи виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы ''Сафо''(1850), ''Фауст'' (1859), ''Мирейль'' (1863), ''Ромео и Джульетта'' (1865) и др.

Значение слова Гуно по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гуно (Charles Gounod) — самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г. кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в его симфонической и камерной музыке много вдохновенных страниц; но среди массы его произведений следует отметить три, в которых дарование его наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и Джульетта" и духовная кантата "Gallia". Главная сторона дарования Г. — лиризм, самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешней стороны в своих сочинениях Г. является тоже большим мастером: стройные формы, красивая, всегда звучная тщательная и своеобразная оркестровка. Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г. в этой опере непрерывно певуча и красива. Хотя в "Ромео и Джульетте" встречаются прекрасные места, но в целом эта опера уступает "Фаусту" вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. — певец любви: как в "Фаусте", так и в "Ромео" он в любовном элементе доходит до истинно художественной высоты. В местах сильно драматических он хотя и выразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах и других духовных произведениях чувствуется большая искренность и возвышенность стиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой для Франции годины франко-прусской войны. Г. нигде не выступает ярым новатором, но его музыка тем не менее дышит новизной, свежестью. Он выражается своеобразно потому, что иначе не может выражаться, а не потому, чтобы он непременно хотел оригинальничать. Хотя оперы "Сафо", "La Nonne sanglante", "Le médecin malgré lui" (написанные в период 1851-1858 г.) особенного успеха не имели, но в каждой из них были признаки дарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В 1859 г. появление "Фауста" поставило Г. в ряд крупнейших современных композиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудача последующих опер ("Philimon et Baucis", "La reine de Saba", "Mireille") не могли уже повредить репутации Г. В 1867 г. появление "Ромео и Джульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в Лондоне (1870-71) Г. написал "Gallia", а затем были поставлены в Париже его оперы "Polyeucte" и "Cinq-Mars", с посредственным успехом. Кроме вышеупомянутых опер, Г. принадлежит "Georges Dandin". В СПб. из опер Г. шли: "Доктор поневоле" (в Малом театре), "Фауст", "Филемон и Бавкида", "Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене Имп. оперы). Ср. Jules Claretie, "Charles G." (Пар., 1875); Georgina Weldon, "Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G." (П., 1877). Н. Соловьев.


Гуно (дополнение к статье) (Charles Gounod) — французский композитор; умер 17 октября 1893 г. в Париже.

Определение слова «Гуно» по БСЭ:
Гуно (Crounod)
Шарль (17.6.1818, Париж, - 18.10.1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать - преподавательницей музыки. Г. брал уроки теории музыки у А. Рейхи. В 1836-38 учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Галеви (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Лесюэра и Ф. Паэра (композиция). В 1839 получил Римскую премию (за кантату «Фернан»),
давшую ему возможность три года провести в Италии и недолго в Германии. С 1845 в течение нескольких лет занимал должность органиста, затем капельмейстера одной из церквей Парижа. В 1852-60 был директором парижского объединения хоровых обществ «Орфеон».
В 1870-75 жил в Лондоне, где основал общество «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). Г. - виднейший представитель французской лирической оперы (см. Опера). Вершина творчества Г. - опера «Фауст» (по одноименной трагедии Гёте; «Театр лирик», 1859; с речитативами вместо разговорных диалогов и балетной сценой «Вальпургиева ночь» - 1869, театр «Гранд-Опера»),
завоевавшая мировое признание. Лучшие оперы Г. отличают правдивость в изображении чувств и переживаний героев, психологически тонкое раскрытие их душевного мира. Искренность и задушевная простота мелодии, насыщенной оборотами городского песенно-танцевального фольклора, контрастная динамика драматургии, реалистическая обрисовка жанрово-бытовых сцен, изящество гармонии и инструментовки - таковы особенности созданной Г. лирической оперы.
Г. - автор 14 опер (2 из них не окончены), в том числе «Сафо» (1850), «Лекарь поневоле» (1857), «Филемон и Бавкида» (1859), «Царица Савская» (1861), «Ромео и Джульетта» (1865); кантат, в том числе
«Галлия» (1871); музыки к спектаклям («Мещанин во дворянстве» Мольера, «Улисс» Понсара, «Жанна дАрк» Барбье и др.); многочисленных духовных произведений (месс, реквиемов); симфонических сочинений (в т. ч. 2 симфоний); романсов и песен, фортепианных пьес и др.
Творчество Г. оказало заметное влияние на многих французских композиторов - Ж. Бизе, Ж. Массне, Л. Делиба и др. Г. выступал также как музыкальный писатель.
Соч.: «Ascanio» de Saint-Saёns, P., 1890; Le «Don Juan» de Mozart, P., 1890; Mйmoires dun artiste, 3 йd., P., 1896; рус. пер. - Записки артиста, СПБ, [1904]; Воспоминания артиста, М., 1962.
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, под ред. М. С. Друскина, М., 1938; Prod homme J. G. et Dandelot A., Gounod (1818-1893),v. 1-2, P., 1911.
С. М. Грищенко.
Ш. Гуно.

Гунны    Гуно    Гунс