Гуттузо

Гуттузо в Энциклопедическом словаре:
Гуттузо - (Guttuso) Ренато (1912-87) - итальянский живописец, график,почетный член АХ СССР (1962). Глава социально-реалистического направленияв итальянском искусстве. Героическо-монументальные сцены народной жизни иреволюционной борьбы, картины, обличающие противоречия современного мира,отличаются драматической экспрессией, обобщенностью форм (''Расстрел'',1938; ''Толпа'', 1960; ''Корзина, клещи и молоток'', 1961). МеждународнаяЛенинская премия (1972).

Определение слова «Гуттузо» по БСЭ:
Гуттузо (Guttuso)
Ренато (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. Глава социально-реалистического направления в современном итал. искусстве. С 1940 член компартии, с 1956 член ЦК. Член Президентского совета общества
«Италия - СССР» (с 1963). Член Комитета по Международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами». Академик АХ в Риме (1960). Почётный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям культуры, объединившимся вокруг журнала
«Корренте» («Corrente», Милан). Во время 2-й мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период был лидером реалистического крыла объединения итал. художников «Новый фронт искусства» (1946-48). В конце 30 - начале 40-х гг. Г. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символической форме героическую борьбу и страдания народа [
«Расстрел», 1938, Галерея современного искусства, Рим; «Распятие», 1940-41, собственность автора; серия рисунков «Gott mit uns!» («С нами бог!»), тушь, темпера, 1944-45, удостоена Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира, 1950]. С конца 40-х гг. Г. вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19-20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. В произведениях конца 40 - 60-х гг. Г. воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах
«Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии» (1948-50, Германская АХ, Берлин), «Буги-вуги в Риме» (1952, собрание Фаринелли, Рим), «Пляж» (1955-56, Национальная галерея, Парма), «Человек, который ест спагетти»
(1956, собрание Фаринелли, Рим), «Дискуссия» (1959, Галерея Тейт, Лондон), «Толпа» (1960, Эрмитаж, Ленинград) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление. Художник-демократ, Г. утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды, героически-монументальные художественные образы народной жизни. В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, отмеченных беспощадной точностью реалистических наблюдений, Г. часто использует резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов. Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия
(«Пейзаж в Калабрии», 1953: «3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека
(«Корзина, клещи и молоток», 1951, собственность автора).
Лит.; Ренато Гуттузо. Каталог, М., 1961; Барская А. Г., Русаков Ю. А., Ренато Гуттузо, Л. - М., [1965]: Moravia А., Renato Guttuso, Palermo, 1962.
В. В. Горяинов.
Р. Гуттузо.

Гуттерское Братство    Гуттузо    Гутты