Ганди
Ганди в Энциклопедическом словаре:
Ганди - Мохандас Карамчанд (1869-1948) - один из лидеров индийскогонационально-освободительного движения, его идеолог (см. Гандизм). Пообразованию юрист. В 1893-1914 жил в Юж. Африке. В 1915 вернулся в Индию ивскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Гандинепосредственно руководил борьбой за независимость. После завоеванияИндией независимости (1947) и раздела ее на два государства (ИндийскийСоюз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманскихпогромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозванв народе Махатмой (''Великой душой'').
Индира (1917-84) -
премьер-министр Индии в 1966-77 и с 1980, министриностранных дел в 1984.
Дочь Дж.
Неру. Участницанационально-освободительного
движения. Один из лидеров партии Индийскийнациональный
конгресс (ИНК), а
после ее раскола в декабре 1977 -председатель (с января 1978) ИНК(И) - партии сторонников Ганди. Занималатакже различные министерские посты (с 1964). Убита террористами.Международная Ленинская
премия (1985, посмертно).
Раджив (1944-91) -
премьер-министр Индии в 1984-89;
одновременно в1984-88
министр иностранных дел. Сын И. Ганди. С 1980 руководительмолодежного крыла партии
Индийский национальный конгресс (И) - ИНК(И). В1983-84
генеральный секретарь ИНК(И), с 1984
председатель ИНК(И). Убиттеррористами.
Значение слова Ганди по словарю медицинских терминов:
Ганди - Гамны сидерофиброзные узелки (Ch. Gandy, род. в 1872 г., амер. хирург; С. Gamna, 1866-1950, итал. врач) - участки уплотнения коричневого цвета, образующиеся в селезенке при портальной гипертензии в результате разрыва трабекулярных артерий и организации кровоизлияний.
Определение слова «Ганди» по БСЭ:
Ганди - Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 член Рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959-60 председатель ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве министра информации и радиовещания; в июле 1964 стала также членом Национального совета обороны. 19 января 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром.
В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения основных принципов политики Дж. Неру - неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. В 1969-70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-министра, а также заняла посты министра внутренних дел, министра атомной энергии и министра информации и радиовещания.
И. Ганди.
Ганди - Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного
движения Индии,
основоположник доктрины,
известной под названием
Гандизм. Родился в гуджаратском
княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова
Катхиявар. Г. рос в семье, где
строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало
влияние на
формирование его
мировоззрения. Получив в 1891 юридическое
образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке.
Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и
притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В
результате южноафриканским индийцам удалось
добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во
время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному
признанию, считал
справедливой борьбу
буров и зулусов; свои
действия он рассматривал как
доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г.,
должно было
убедить англичан
предоставить Индии
самоуправление. В этот
период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого,
который оказал на него
большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.
По
возвращении на родину
(январь 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и
вскоре стал
одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й
мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого
обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой
Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Г. понял, что, не опираясь на
массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.
Г. и его
последователи разъезжали по Индии,
выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Г. ограничивал
исключительно ненасильственными формами, осуждая
всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал
разрешение социальных конфликтов
путём арбитража,
исходя из принципа опеки. Эта
позиция Г. отвечала интересам индийской
буржуазии, и
партия Индийский национальный конгресс поддержала её
полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа.
Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Г. и источником его
огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Г. идеализировал
патриархальные отношения, проповедовал
исключительность исторического развития Индии. Он выступал за
возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла,
кустарной промышленности на основе повсеместного
введения ручного
прядения и ткачества, в которых видел не
только средство ликвидации безработицы и
облегчения положения трудящихся, но и
возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
Г. боролся против всех
проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против
разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919-22) Г. возглавил
кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями.
Однако в феврале 1922
руководство Национального конгресса по
предложению Г. прекратило эту кампанию
ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим
оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии
пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политическую.
деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института
«неприкасаемых», В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражданского
неповиновения, направленной против правительственной
соляной монополии (см.
Соляной поход). В 1931 Г. пошёл на
компромисс и заключил
соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался
представлять конгресс на конференции
«круглого стола» (см. «Круглого стола»
конференции), а
вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и
пойти на
некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Г. заявил о выходе из Национального конгресса, но
фактически Г. оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах
(например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в
заключении и на свободе не раз объявлял
голодовки (с целью
достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.).
Голодовки Г. вызывали большое
возбуждение в рядах его последователей и
иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й мировой войны,
когда английское правительство отказалось
сформировать национальное индийское правительство, и в
связи с ростом антиимпериалистических
настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг:
«Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая
Индия сможет
оказать сопротивление японским агрессорам. В
обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные
выступления масс (в т. ч. и
восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных
столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и
Пакистан. Г. выступал с призывом к
единению индусов и
мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский
народ глубоко чтит
память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.
В советской исторической
литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.
Соч.: Collected works, v. 1-10, Delhi, 1958-63; Young India. 1919-1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924-1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. - Моя
жизнь, М., 1969.
Лит. см.
при ст. Гандизм.
А. М. Дьяков.
М. К. Ганди.
Гандзак
Ганди
Гандизм