Гандхара

Гандхара в Энциклопедическом словаре:
Гандхара - древнее название области на северо-западе Пакистана. Гандхарадала название своеобразной художественной школе, возникшей здесь в периодКушанского царства и повлиявшей на развитие средневекового искусства Ср.,Центр. и Вост. Азии.

Значение слова Гандхара по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гандхара (Gandhâ ra) — местность и город на западном берегу Инда около Аттока. Магометанские географы называют ее Кандахар (Kandah â r), но ее не следует смешивать с современным городом этого имени. Здесь находилась древняя Гандаритис, население которой у Геродота носит имя Гандариев. Ваю-Пурана сообщает, что местность эта славилась своими лошадьми. С. Б-ч.

Определение слова «Гандхара» по БСЭ:
Гандхара - древнее название области на С.-З. Пакистана; восходит, вероятно, к племени гандхари, упоминаемому в Ригведе. В Бехистунской надписи упоминается область Гадара. Последняя отождествляется историками с Г. По-видимому, Г. в конце 6 в. до н. э. входила в состав индийских владений Ахеменидов. В древнеиндийской литературе говорится, что Г. была некогда самостоятельным государством со столицей в Таксиле. С 4 в. до н. э. Г. входила в состав государства Маурья и др. государств, сменявших друг друга после распада этой державы. В 1-3 вв. н. э. была в составе Кушанского царства.
На территории Г. в первые века до н. э. - первые века н. э. существовало своеобразное искусство одной из ведущих художественных школ времени Кушанского царства, получившей название гандхарской. Искусство Г. тесно связано с Буддизмом. Его главные достижения относятся к скульптуре - статуи Будды, бодхисатв и др. персонажей буддийского пантеона, рельефы с изображением сцен из жизни Будды, украшавшие культовые сооружения (ступы, монастыри) в Таксиле, районе Пешавара и др. Здесь были выработаны идеализированный канонический образ Будды, композиционные схемы рельефов, символика. В науке существуют различные точки зрения на хронологические рамки гандхарской школы, внутреннюю периодизацию, воспринятые школой художественные влияния. Несомненно, что искусство Г. формировалось на основе художественных традиций северо-западной Индии под воздействием эллинистической пластики; в дальнейшем усиливались греко-римское и среднеазиатские влияния, Традиции гандхарской школы (памятники её прослеживаются до 7 в.) сыграли большую роль в развитии средневекового искусства Средней, Центральной и Восточной Азии.
Лит.: Тюляев С. И., Искусство Индии, М., 1968, с. 37-40; Foucher A., Lart greco-bouddique du Gandhara, t. I-2, P., 1905-51; Deydier H. Contribution a letude de lart du Gandhara, P., 1950; Ingholt H., Lyons 1., Gandharan art in Pakistan, N. Y., 1957; Marshall J., The Buddhist art of Gandhara, Camb., 1960; Schiumberger D., Descendants non-mediterraneens de lart grec,
«Syria», 1960, t. 37, № 1-2.
А. М. Осипов (история),
Б. Я. Ставиский (изобразительное искусство).
Статуя Будды из Шахри-Бахлола (Пакистан). Камень. 1-2 вв. Пешаварский музей.

«Представление невесты Сиддхартхе». Рельеф из Тахти-Бахи (Пакистан). Камень. Британский музей. Лондон.

Гандлевский    Гандхара    Гандхарвы