Ганслик

Ганслик в Энциклопедическом словаре:
Ганслик - (Ханслик) (Hansliek) Эдуард (1825-1904) - австрийский музыковед.Труды по истории европейской музыки 18-19 вв. и эстетике. В полемическомтрактате ''О музыкально-прекрасном'' (1854) рассматривал музыкальноеискусство как особую область духовной деятельности, не нуждающуюся вовнемузыкальных ассоциациях. Профессор Венского университета (с 1861).

Значение слова Ганслик по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ганслик (Eduard Hanslick) — известный современный музыкальный критик; род. в 1825 г. в Праге, где и получил музыкальное образование. В настоящее время сотрудничает с "Neue Freie Presse". Главное его сочинение: "Vom musikalisch-Sch ö nen", переведено на многие языки, в том числе на русский. Кроме того, он написал: "Geschichte des Konzertwesens in Wien", "Aus dem Konzertsaal", "Die moderne Oper", "Musikalische Stationen", "Galerie deutscher Tondichter", "Galerie italienischer Tondichter". Г. — профессор венского университета по кафедре истории музыки и музыкальной эстетики. М. П.


Ганслик (дополнение к статье) (Эдуард) — музыкальный критик; умер в 1904 г. Его автобиография: "Aus meinem Leben" (1894).

Определение слова «Ганслик» по БСЭ:
Ганслик - Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, - 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват-доцент Венского университета по истории и эстетике музыки, с 1861 профессор. В трактате
«О музыкально-прекрасном» (1854) Г. выступил как теоретик формализма, заявляя, что «содержание музыки - движущиеся звуковые формы», что музыка может изображать только динамическую сторону чувств, отрешённую от их содержания и вслед за философом И. Кантом утверждал, что «прекрасное не имеет цели, ибо оно есть чистая форма».
Под влиянием критики Г. признал неудовлетворительной аргументацию, данную в книге и в дальнейшем занялся историей музыки. Формалистический подход сказался и в критических статьях, которые Г. публиковал с 1846. В них он выступал против Р. Вагнера и Ф. Листа, недооценивал творчество выдающихся композиторов 19 в. (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Верди и др.), нападал на многие крупнейшие явления русской музыки.
Соч.: Geschichte des Concertwesens in Wien, Bd 1-2. W., 1869-70; Aus dem Concertsaal. 2 Aufi., Mьnch. - B., 1886; Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1-9, В., 1875-1900; Aus meinem Leben, Bd 1-2, 4 Aufl.. B., 1911; в рус. пер. - О музыкально-прекрасном, предисл. [Г.] Лароша, М., 1895.
Лит.: Маркус С., Воинствующий формалист Э. Ганслик, «Советская музыка». 1949, № 8; его же, История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968.

Ганский    Ганслик    Гантварг