Гаррик

Гаррик в Энциклопедическом словаре:
Гаррик - (Garrick) Дейвид (1717-79) - английский актер. В 1742-76 в театре''Друри-Лейн'' (Лондон). Один из реформаторов сцены и основоположникпросветительского реализма в европейском театре. Считал театр воспитателемобщества. Прославился в пьесах У. Шекспира (25 ролей, в т. ч. рольГамлета).

Значение слова Гаррик по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гаррик (Давид Garrick) — знаменитый английский актер; род. в 1716 г.; был французского происхождения: его дед после отмены Нантского эдикта бежал в Англию. Очень рано обнаружились сценические способности Г.; но практические соображения отца побудили его отправить Давида в Лиссабон, к дяде-виноторговцу. Эти занятия пришлись не по сердцу Г.; он скоро вернулся в Англию, но и дальнейшие старания капитана Г. направить сына на "солидный" путь остались бесплодными. В 1741 г. Г. выступил в Лондоне на маленькой сцене театра Гудманфильдс; дебют его в роли шекспировского "Ричарда III" сразу доставил ему известность. Сценическая реформа Г., сущность которой состояла в уничтожении ходульности и искусственности и замене их жизненной правдой, увенчалась полным успехом, несмотря на энергичное, даже озлобленное противодействие рутинеров и первоначальное недоумение публики в виду еретического новшества. Гаррику восторженно рукоплескали как в трагических, так и в чисто комических ролях; талант его поражал столько же разнообразием, сколько силой. Он скоро получил ангажемент на знаменитую сцену дрюриленского театра, где гениально создал роли Лира, Гамлета, Макбета, Отелло, потом перешел на не менее знаменитую ковентгарденскую сцену, а в 1747 г. сделался директором Дрюриленского театра. Тридцатилетний период управления его этой сценой был временем ее полного процветания. Предприняв путешествие на материк, Г. был в Париже, в салонах которого служил предметом поклонения и восторгов самого избранного общества; объехал почти всю Италию и едва не попал в Петербург, куда приглашала его на несколько представлений императрица Екатерина II. В 1776 г. Г. сошел окончательно со сцены. Три года, прожитые им после того, были все-таки посвящены театру: он присутствовал на репетициях выдающихся пьес, давал советы актерам, помогал неимущим из них. О степени общего уважения к Г. может дать понятие следующий пример: Г. зашел однажды в парламент в то время, когда туда не пускались посторонние, и на этом основании его попросили было удалиться; но знаменитый Борк, заметив это, воспротивился удалению человека, "которому все члены парламента были столь многим обязаны, в руках которого была пальма красноречия, в чьей школе они приобрели искусство говорить и узнали основные правила ораторского искусства". Умер в 1779 г. и похоронен в Вестминстерском аббатстве, около статуи Шекспира. Великий как актер, Г. приобрел себе в истории театра бессмертное имя и как преобразователь английской сцены, указавший на художественную правду как на первый и основной закон сценического творчества. Он осуществил на театральных подмостках то, что сделал в драматической поэзии предмет его благоговейного поклонения — Шекспир, произведения которого нашли в Г. первого истолкователя, уяснившего в них многое лучше ученых комментаторов поэта. Г. был очень образованный человек и порядочный драматический писатель, произведения которого неоднократно ставились на сцене в его время. Наиболее известная биография Г., написанная скоро после его смерти, принадлежит Murphy ("Life of Garrick"); ценна биография Фитцджеральда; на русском языке ср. Полнера, "Гаррик. Его жизнь и сценическая деятельность" (СПб., 1891, изд. Павленкова). Л. Вейнберг.

Определение слова «Гаррик» по БСЭ:
Гаррик (Garrick)
Дейвид (19.2.1717, Херефорд, - 20.1.1779, Элтрон, близ Лондона), английский актёр, драматург, театральный деятель. Родился в семье офицера. Детство и юность провёл в Ирландии. С 1737 жил в Лондоне, где некоторое время изучал юридические науки, занимался виноторговлей. В 1740 начал драматургический деятельность, с 1741 выступал в театре
«Гудменс-Филдс» в незначительных ролях: после исполнения роли Ричарда III (одноименного произведения Шекспира) получил широкое признание зрителей. В том же году, сыграв роль слуги Шарпа в собственной комедии «Слуга-лгун», утвердился как выдающийся комедийный актёр. С 1742 Г. выступал в театре
«Друри-Лейн», одним из владельцев которого стал в 1747. (Руководство Г. способствовало становлению театра как одного из ведущих в Западной Европе.) Г. собрал в театре лучших актёров, создал ансамбль, ввёл регулярные репетиции. Большое внимание уделял постановочной стороне спектакля, запретил зрителям размещаться на сцене (что до того времени практиковалось в английских театрах), ввёл рампу. Сценическое искусство Г. было вершиной просветительского реализма в английском театре 18 в. Он добивался в своей игре гармонии чувства»
и «разума» (по терминологии просветителей). Его исполнение отличалось новизной концепции, точностью внешнего рисунка и разработкой деталей (однако современники не считали его рациональным актёром), Г. обладал сильным темпераментом. Среди лучших трагедийных ролей: Ричард III, Гамлет, король Лир (в одноименных трагедиях Шекспира); комедийных - Бенедикт
(«Много шума из ничего» Шекспира), Абель Дреггер («Алхимик» Джонсона), Джон Брут («Рассерженная жена» Ванбру). Г. принадлежит заслуга популяризации творчества Шекспира (исполнил 25 ролей в его пьесах); в 1769 он учредил шекспировские юбилеи на родине драматурга (Стратфорд-он-Эйвон). В 1776 продал театр
«Друри-Лейн» драматургу Р. Б. Шеридану и оставил сцену.
Лит.: Полнер Т., Давид Гаррик, его жизнь и сценическая деятельность, СП Б, 1891; Минц Н., Давид Гаррик, М.-Л., 1939; Ступников И., Д. Гаррик, [Л.. 1969]; Oman С., David Garrick, L., 1958.
Ю. И. Кагарлицкий.
Д. Гаррик в роли Лира («Король Лир» У. Шекспира; в центре - Гаррик).

Д. Гаррик в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира). Гравюра Дж. Мак-Арделла по рис. Б. Уилсона.

Д. Гаррик.

Гаррафон    Гаррик    Гарриман