Хольбейн

Хольбейн в Энциклопедическом словаре:
Хольбейн - (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или 1498-1543) - немецкийживописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким похарактеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозныетемы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусстваРенессанса, монументальная цельность композиции (''Мертвый Христос'', 1521;''Моретт'', ок. 1534-35).

Определение слова «Хольбейн» по БСЭ:
Хольбейн - Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15-16 вв.
Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, - 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге; св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего - резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. в его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо).
Ханс Х. Младший (около 1497-1498, Аугсбург, - между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515-26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт),
портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов - черты сдержанной духовной силы
(«Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель).
В 1524-26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти», изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах
(«Астроном Николас Кратцер» и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528-32 - снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541-43, не сохранились, и др.).
В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.
Лит.: [Немилов А.], Г. Гольбейн Младший. [Альбом], М. - Л.. 1962; Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173-87; Schmid H. A., Hans Holbein der Jьngere..., Bd 1-3, Basel, 1945-48; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 - Holbein der J
ьngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Kцln, [1951]; Lieb N., Stange A., Hans Holbein der Altere, [B.], 1960.
Хольбейн. «Французские послы Ж. Де Динтевиль и Ж. Де Сельв». 1533. Национальная галерея. Лондон.

Хольбейн. «Уорем, архиепископ Кентерберийский». 1527. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Г. Паркер». Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Фитцуильям, граф Саутхемптонский» Ок. 1542. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Землепашец». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Старик». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Епископ». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Мертвый Христос». 1521. Публичное художественное собрание. Базель. Фрагмент.

Хольбейн. «Анна Клеве». 1539. Лувр. Париж.

Хольбейн. «Жена и дети художника». Темпера. 1528-29. Публичное художественное собрание. Базель.

Хольбейн. «Мадонна бургомистра Мейера». 1525-26. Дворцовый музей. Дармштадт.

Х. Хольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536. Художественно-исторический музей. Вена.

Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528-32.

Х. Хольбейн Младший. Автопортрет. Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция.

Холщовый    Хольбейн    Хольберг