Хомяков

Хомяков в Энциклопедическом словаре:
Хомяков - Алексей Степанович (1804-60) - русский религиозный философ,писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства,член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточнуюпатристику (учение о ''соборности'' и др.) сочеталась у Хомякова сэлементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций заотмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова,печати и др. Стихотворные трагедии ''Ермак'' (1832) и ''Дмитрий Самозванец''(1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом(''России'' и др.).

Определение слова «Хомяков» по БСЭ:
Хомяков - Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, - 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку
«любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х.
«О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.
Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте),
характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в
«свободное и органическое единство» (противоположный тип - «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние,
«истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера - это одновременно «познание и жизнь», «живознание».
В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора»
и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе Романтизма как коллективная личность, «живое лицо»,
наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в
«Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам - «кушитскому» (покорность необходимости - вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в
«мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещённым обществом»
и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.
Поэтические произведения Х. - стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения - тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.).
Соч.: Полное собрание соч., т. 1-8, М., 1886-1906; Соч., кн. 1-6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.
Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2) - 2, К., 1902-13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov, s-Gravenhage, 1961.
С. С. Хоружий.

Хомяки    Хомяков    Хомячий