Хрестоматия

Значение слова Хрестоматия по Ефремовой:
Хрестоматия - Учебное пособие в виде сборника избранных текстов или отрывков из текстов.

Значение слова Хрестоматия по Ожегову:
Хрестоматия - Учебное пособие - сборник каких-нибудь избранных произведений или отрывков из них

Хрестоматия в Энциклопедическом словаре:
Хрестоматия - (греч. chrestomatheia - от chrestos - полезный и manthano -учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или длясамообразования материалов по какой-либо отрасли знания.

Значение слова Хрестоматия по словарю Ушакова:
ХРЕСТОМАТИЯ
(или христоматия), хрестоматии, ж. (греч. chrestomatheia). Учебное пособие, представляющее собою сборник каких-н. статей, произведений или избранных отрывков из них. Латинская хрестоматия. Хрестоматия по истории русской литературы.

Значение слова Хрестоматия по словарю Даля:
Хрестоматия
греч. сборник мелких статей или отрывков из лучших писателей.

Значение слова Хрестоматия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хрестоматия (греч. χρησθός — полезный и μαθεϊν — учиться)сборник литературных отрывков или мелких произведений, предназначенный для учебных целей (школы или популяризации). Впервые это название было применено в IV в. по Р. Х. греческим грамматиком Элладием к его труду Πραγματεία χρηστομαθειών — сборнику избранных мест из греческих писателей; затем среди трудов Прокла (см.) мы находим Χρησθομαθεία γραματική.

Определение слова «Хрестоматия» по БСЭ:
Хрестоматия (греч. chrestomбtheia, от chrestуs - полезный и manthano - учусь)
учебная книга, представляющая собой сборник систематически подобранных материалов по какой-либо отрасли знания - художественных, мемуарных, научных, публицистических или отрывков из них, а также различных документов. Обычно материалы, включаемые в Х., подбираются в соответствии с целями обучения определённому учебному предмету в данном типе учебного заведения или для самообразования.
Впервые Х. был назван сборник избранных мест из произведений греческих писателей, составленный греческим грамматиком Элладием (4 в. н. э.).
В дореволюционной школе России наряду с Х. историко-литературного характера и Х., созданными на основе тематической и идейно-художественной общности отдельных произведений, существовало много Х., отбор и расположение материала в которых подчинялись задаче изучения т. н. теории словесности.
В сов. средней и высшей школе существуют Х. по общественно-политическим дисциплинам, предметам естественноматематического цикла, литературе, языкознанию, искусству и др. Для студентов педагогических вузов, учащихся педагогических училищ и работников народного образования выпускаются Х. по истории педагогики, частным методикам, внеклассной работе, дошкольному воспитанию. Наиболее распространены Х. по художественной литературе для вузов и средней школы.
Включенные в Х. тексты часто сопровождаются небольшими справками об авторах и краткими комментариями. Справочный аппарат Х. для высшей школы по своему характеру приближается к аппарату научных изданий. В старших классах средней общеобразовательной школы, в средних специальных учебных заведениях, некоторых факультетах вузов Х. применяются в сочетании с учебниками и учебными пособиями, в средних классах (4-7-х) Х. по литературе имеют самостоятельное значение учебной книги (учебника).
Разновидность Х. - книги для чтения - «Родная речь» (в начальных классах); в них наряду с художественными произведениями (или отрывками из них) включаются статьи по разным отраслям знания - истории, географии, естествознанию и др. Классическими образцами таких Х. являются книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир».
К Х. по принципам составления примыкают сборники систематически подобранных документов и материалов, носящие справочный характер, книги текстов для чтения на иностранных языках (адаптированные или оригинальные), т. н. книги для чтения по какой-либо отрасли знания, предназначенные прежде всего для самообразования, а также антологии - сборники избранных произведений какой-либо литературы или литературного жанра.

Хрестоматийный    Хрестоматия    Хржановский