Ханифиты

Значение слова Ханифиты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ханифиты — один из четырех правоверных мусульманских толков, ведущий свое начало от имама Абу-Ханифы (ум. 767; см. соотв. статью). В первые века ислама, когда мусульманская догматика и право были еще в стадии выработки, X. оказались прогрессивнее трех других толков, потому что, по примеру своего учителя Абу-Ханифы, они наиболее оказались склонны держаться не буквы, а духа Корана и Сонны, выясняя этот дух путем "суждения" (рай) и "аналогии" (кыяс); оттого X. известны также под именем "асх â б ар-рай" и "ахль аль-кыяс" (= "приверженцы суждения", "приверженцы аналогии"), В халифате X. составляли сперва преобладающий всюду толк, потом были вытеснены из Испании и сев. Африки маликитами, а из Египта, в значительной степени, шафиитами (впрочем, X. и до сих пор имеются в Египте), но все же, X. остались и до наших времен наиболее распространенными по числу. Ханифизм — официальное вероисповедание мусульман Европейской и Азиатской Турции, Туркестана, Индии; большая часть российских татар — X. (но на Кавказе многие из татар — шафииты). В настоящее время у X. не замечается особой способности к прогрессу сравнительно, напр., с шафиитами и маликитами: все теперь зависит от свойств расовых, а не вероисповедных; для турок их X. вероисповедание является даже тормозом к прогрессу в европейском смысле, потому что оно поддерживает по отношению к иноверцам агрессивную нетерпимость и толкует заповедь о священной войне в агрессивном смысле (хотя и тут встречаются исключения, напр., в лице популярного у мусульман России СПб. муллы Баязитова). См. А. ф. Kpeмep, "Cultuгgesch. des Or." (Вена, 1875, стр. 504 сл.); Фанден-Берг, "Основные начала мусульманского права" (СПб., 1882, стр. 10 сл.); К. Броккельманн, "Gesch. d. ar. Litt." (Вейм., 1897, I, 168 сл.); библиогр. у А. Крымского, "История мусульманства" (М., 1902, II, 28 — 3 5) А. Крымский.

Ханенко, Николай Данилович    Ханифиты    Ханифы