Хайдеггер

Хайдеггер в Энциклопедическом словаре:
Хайдеггер - (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один изосновоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии(''фундаментальная онтология''), в основе которого противопоставлениеподлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности;постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренностичеловеческого существования (''Бытие и время'', 1927). Темы работ позднегоХайдеггера - происхождение ''метафизического'' способа мышления, поиск путик ''истине бытия''.


(Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) - немецкиймыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направлениеотносят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, противего воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опираетсяна Аристотеля и особенно на И. Канта, становление его как философапроходило в чтении Августина, М. Лютера, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Гельдерлина, Р. М. Рильке, Ф. М.Достоевского. Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано, П. В.Дильтей, прямые учителя - Э. Гуссерль и Г. Риккерт; раннему Хайдеггеруближе всего К. Ясперс, Р. Бультман, Макс Шелер, Ханна Арендт. -----Раннийпериод-----Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца;бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия,математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. Последокторантуры и доцентуры у Риккерта был ассистентом у Гуссерля (профессораФрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургскогоуниверситета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля,занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в раннихлекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философскогоинструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - ипроводит феноменологическую ''деструкцию'' (разбор) схем разума.-----''Бытиеи время''-----В работе ''Бытие и время'' (1927) Хайдеггер вновь ставит''вопрос о бытии'', отодвинутый европейской философией в сферу абстракций,как подлинное дело человеческого существа, ''присутствия'', открытого бытия(Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного ''бытия-в-мире'', вкоторое ''присутствие'' оказывается всегда уже ''брошено'' и из которого оноответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно''понимает'' (разбирается) в своем мире, ''расположено'' (настроено) и имеетдело с целостностью мира в своей ''заботе'' и в ''решимости'' перед лицомсмерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимаявременность присутствия предстает в ''экстазах'' его ''всегда-уже-бывшести''(брошенности), актуальности (настоящего) и способности ''настать для себя''(будущности). В сущностной временности укоренена историчность,трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----После ''поворота''.Лекционные курсы-----В начале 1930-х гг. происходит ''поворот'' вфилософствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти ужепутем осмысления бытия как истины (алетейи - ''непотаенности'') и ''события'',особенно в работе ''К философии: о событии'', (1936-38), сопоставимой позначимости с ''Бытием и временем'', но впервые опубликованной лишь в 1989.Вокруг ''истинствования'' человека в ''просвете свободы'' движется мысльХайдеггера в лекционных курсах ''О существе человеческой свободы'' (1930),''Бытие и истина'' (1933-34). -----В мае 1933 Хайдеггер избран ректоромФрейбургского университета как человек, который в условиях прихода квласти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоятьуниверситетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствиипредметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когдаон оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше''воля к власти'', ''вечное возвращение'' и др., Хайдеггер исследует явление''нигилизма'' как упущение онтологической разницы между бытием и сущим,ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, вконечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется''работающий зверь'' - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается кпоэзии и искусству как ''хранителям бытия'' и собеседникам философии.Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений),прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он былнаправлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационнойадминистрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом''Что называется мышлением?'' (1951-52) и семинарами по Гераклиту иПармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологииГуссерля (1973).-----''Письмо о гуманизме''-----В знаменитом письмефранцузскому другу (Жану Бофре) ''О гуманизме'' (1947) Хайдеггер отклоняеттипичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра и Ясперса (споследним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на ''Психологиюмировоззрений''). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггерпротивопоставляет внимание к ''измерению бытия'', через которое человеквпервые только и узнает свое призвание быть ''пастухом бытия'' в ''домебытия'' - языке.-----Философия техники и языка-----В докладах ''Взгляд в то,что есть'' (Бремен, 1949) и ''Вещь'' (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущаясила новоевропейской истории, раскрывается как ''постав'', позиция сплошного''исследующего устанавливания'' сущего для распоряжения им. ''Постав'' правити субъектом, который втягивается в его систему необходимой составнойчастью. По мере тотальной организации мира ''постав'' все вернее минуетистину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто неподдающееся установлению. В докладе ''Язык'' (Бюлерхеэ, 1950) и в книге''Путь к языку'' (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычнымпредставлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зовмира, ожидающего, чтобы человек ''сказал'' его. -----Наследие ивлияние-----С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полногособрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должновключить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизниопубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггеренасчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мыслиразвертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре),так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современнаяэтика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р. Рорти), философия техники(Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас),идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость егомысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т.Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания.-----Сочинения: -----Разговор на проселочной дороге: Избранные статьипозднего периода творчества. М., 1991.-----Работы и размышления разныхлет. М., 1993.-----Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993.-----Бытие и время. М., 1997. -----Gesamtausgabe. Frankfurt am Мain,1975.-----В. В. БибихинХАЙДЕН (Heiden) Эрик (р. 1958) - американский спортсмен (коньки). ЧемпионОлимпийских игр (1980 - 5 золотых медалей), многократный чемпион мира (в 1977-80).

Определение слова «Хайдеггер» по БСЭ:
Хайдеггер (Heidegger)
Мартин (26.9.1889, Мескирх, Баден, - 26.5.1976, там же), немецкий философ-экзистенциалист. Учился во Фрейбургском университете у Г. Риккерта. С 1916 ассистент Э. Гуссерля. Профессор Марбургского (1923-28) и Фрейбургского (1928-51, в 1933-34 - ректор) университетов. В 1945 был уволен за сотрудничество с нацистами.
В мировоззрении раннего Х. слились различные тенденции идеалистической философии конца 19 - начала 20 вв.: Феноменология Гуссерля и М. Шелера, Философия жизни В. Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. В сочинении
«Бытие и время» (1927) Х. ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Х. хочет раскрыть «смысл бытия»
через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия («открыто» бытие). По Х., онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Х. стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого
«неподлинного» понимания бытия Х. видит в абсолютизации одного из моментов времени - настоящего, «вечного присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов «теперь», в физическое (по Х., «вульгарное»)
время. Основным пороком современной науки, как и европейского миросозерцания вообще, Х. считает отождествление бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей и явлений.
Переживание временности отождествляется у раннего Х. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как
«страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Х. духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с середины 30-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реальность не столько личностно-этическую, сколько безличностно-космическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь Х. пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия».
Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Х. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящих своей целью подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление.
Истоки метафизики восходят, по Х., к Платону и даже к Пармениду, внёсших принцип понимания мышления как созерцания, постоянного присутствия и неподвижного пребывания бытия перед глазами. В противоположность этой традиции Х. употребляет для характеристики истинного мышления термин
«вслушивание»: бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Х., возвращения к изначальным, но не реализованным возможностям европейской культуры - к той «досократовской» Греции, которая, ещё жила «в истине бытия».
Такое возвращение, по Х., возможно потому, что (хоть и «забытое») бытие всё же живёт ещё в самом интимном лоне культуры - в языке: «Язык - это дом бытия» («Platons Lehre von der Wahrheit», Bern, 1947, S. 61). При современном отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная
«речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривается Х. как всемирно-историческая; не люди говорят «языком», а язык «говорит» людям и «людьми».
Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов, не случайно Х. обращается к исследованию творчества Гёльдерлина, Р. М. Рильке, Г. Тракля, С. Георге. Свою
«спекулятивную филологию» Х. развивал в русле традиций немецкого романтизма (И. Г. Гамана, Новалиса, позднего Ф. В. Шеллинга), выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку «защищенность» и «надёжность».
В последние годы Х. в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на восток, в частности к дзэн-буддизму (см. Дзэн), с которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию и метафорический способ выражения.
Т. о., если в первых своих работах Х. попытался построить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В целом иррационалистическая философия Х. является одним из острых проявлений кризиса современного буржуазного сознания.
Соч.: Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929; Hцlderlin und das Wescn der Dichtung, Mьnch., [1937]; Platens Lehre von der Wahrheit, Bern, 1947: Holzwege, 2 Auf]., Fr. /M., 1952; Einfьhrung in die Metaphysik, T
ьbingen, 1953; Was heiЯt denken?. Tьbingen, 1934; Vom Wesen des Grundes, 4 Aufl., Fr../M., 1955; Was ist Metaphysik?, 7 Aufl., Fr./M., 1955; Der Satz vom Grund, Pfullingen, 1958; Unterwegs zur Sprache, Pfullingen, 1959; Vom Wesen der Wahrheit:, 4 Aufl., Fr./M., 1961; Nietzsche, Bd 1-2, [Pfullingen, 1961]; Die Frage nach dem Ding, T
ьbingen, 1962; Kants These ьber das Sein, [Fr./M., 1963]; Erlдuterungen zu Hцlderlins Dichtung, 4 Aufl., Fr./M., 1971.
Лит.: Гайденко П, П., Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера), М., 1963; Габитова Р. М., Человек и общество в немецком экзистенциализме, М., 1972; Brecht F. J., Heidegger und Jaspers. Die beiden Grundformen der Existenzphilosophie, Wuppertal, [1948]; KraftJ., Uon Husseri zu Heidegger, 2 Aufl.. [Fr./M., 1957]; L
цwith K., Heidegger. Denker in dьrftiger Zeit, 2 Aufl., Gott., [I960]: Pцggeler O., Der Denkweg M. Heideggers, [Pfullingen, 1963]; King M., Heideggers philosophy. A guide to his basic thought, Oxf., 1964; Sass H. M., Heidegger-Bibliographic, Meisenheim am Glan, 1969.
П. П. Гайденко.

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис    Хайдеггер    Хайденрайх