Иконоборчество

Значение слова Иконоборчество по Ефремовой:
Иконоборчество - Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икон (наблюдавшееся в Византии - в VIII-IX вв., на Руси - в XIV в., в Западной Европе - в XVI в.).

Иконоборчество в Энциклопедическом словаре:
Иконоборчество - религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв.,которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь наветхозаветных заповедях (''не делай себе кумира и никакого изображениятого, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им'', - Исход, 20,4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественноевосстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-евоскресенье Великого поста (''Торжество Православия''). Иконоборчество былохарактерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всегокальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в.(Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества былиуничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых,расписные алтари, витражи, иконы и др.).

Значение слова Иконоборчество по словарю Ушакова:
ИКОНОБОРЧЕСТВО
иконоборчества, мн. нет, ср. (религ., истор.). Движение против почитания икон, отразившее политическую борьбу между светской и духовной властью в Византии в 8 - 9 в.

Определение слова «Иконоборчество» по БСЭ:
Иконоборчество - религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон. 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 - 1-й половиной 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретические движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в которых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 император Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церковных имуществ, что дало значительные материальные средства государству и провинциальной знати, которая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Южной Италии от византийского политического и церковного верховенства.
Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церковном соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы основные принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В конце 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от официального И. народных масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813-20), И. носило более демократичный характер; народные массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования которой к этому времени в значительной мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеодального народного движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочитание было восстановлено. 2) И. имело место в Западной Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).
Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, «Уч. зап. Свердловского педагогического института», 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII - первой половины IX в., М. - Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy,
«Dumbarton Oaks Papers», 1953, № 7.

Иконоборческое Восстание 1566    Иконоборчество    Иконографический