Иконостас

Значение слова Иконостас по Ефремовой:
Иконостас - 1. Стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма.
2. перен. разг. Большое количество орденов, медалей на чьей-л. груди.

Значение слова Иконостас по Ожегову:
Иконостас - Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме

Иконостас в Энциклопедическом словаре:
Иконостас - (от икона и греч. stasis - место стояния) - перегородка сиконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную частьот основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами иконсложился в кон. 14 - нач. 15 вв.

Значение слова Иконостас по словарю Символизма:
Иконостас - В христианстве отделяет неф (тело) от алтаря (Небес) и служит вратами смерти между телом Церкви и входом на небеса. Распятие, помещавшееся над входом в алтарь в средневековых храмах, символизирует смерть Христа как средство спасения и восхождения на небо. Иконостас изображает также покров Завета.

Значение слова Иконостас по словарю Ушакова:
ИКОНОСТАС, иконостаса, м. (от греч. eikon - образ и stasis - стояние) (церк.). В православной церкви - уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.

Значение слова Иконостас по словарю Брокгауза и Ефрона:
Иконостас (греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — "врата царские" (см.); влево от них — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках; на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногдапророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются; непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы — иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка; обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство. Н. Б.

Определение слова «Иконостас» по БСЭ:
Иконостас (от Икона и греч. stбsis - место стояния)
перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу - «местные» иконы, над ними рядами - «деисусный чин», «праздники», «пророки»),
подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 - начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.
Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В.Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

Иконоскоп    Иконостас    Иконостасный