Иллюзионизм
Значение слова Иллюзионизм по Ефремовой:
Иллюзионизм - Философское воззрение, согласно которому внешний мир представляет собою лишь иллюзию, т.е. видимость, обман чувств.
Вид циркового и эстрадного искусства, заключающийся в умении
показывать сложные
фокусы (нередко и с применением специальной аппаратуры).
Иллюзионизм в Энциклопедическом словаре:
Иллюзионизм - в изобразительном искусстве обман глаз, имитация, создающаявпечатление реального существования изображаемого пространства ипредметов, как бы стирающая грань между реальным и изображаемым миром(архитектурно-перспективные росписи барокко, натюрморты-''обманки'' 18 в.).
Значение слова Иллюзионизм по словарю Ушакова:
ИЛЛЮЗИОНИЗМ, иллюзионизма, мн. нет, м. (филос.). Идеалистическое философское воззрение, по к-рому внешний мир является иллюзией, реально не существующим явлением.
Определение слова «Иллюзионизм» по БСЭ:
Иллюзионизм - Иллюзионизм (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка)
имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрительное стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их перетекание, активное взаимодействие, зрительную подмену или кажущееся уничтожение вещественного материала (из которого состоит само произведение), плоскости стены или картины. И. появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства Барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архитектурное пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом искусстве (например, живописные, реже - графические натюрморты- «обманки» 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).
П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
Иллюзионизм - вид циркового и эстрадного искусства. Основывается на
использовании специальных аппаратов - ящиков с двойным дном, оптических приборов и др., а
также на
манипуляции, т. е.
ловкости рук
(прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается
появления и
исчезновения предметов, людей, «чудесных превращений».
В И.
широко используются явления,
построенные в основном на обмане зрения.
Начало И. относится к
древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились
механики, показывавшие «чудеса»,
основанные на
применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший
принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся
создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют
выступления, вводят в них
комические элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б.
Боско (Италия), Р. Кефало,
Данте, Тафт (США), А. и К.
Герман (Германия), П. Ч. Соркар
(Индия), Ж. Э. Робер-Уден
(Франция), Каланг (ФРГ) и др. Советские иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г.
Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тентау, А. Г. и Р.М.
Сокол и др.
Лит.: Кио,
Фокусы и
фокусники, М., 1958; его же. Иллюзионисты и «волшебники», М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней.
Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966].
Ю. А.
Дмитриев.
Иллюзии Оптические
Иллюзионизм
Иллюзионист