Имажинизм

Значение слова Имажинизм по Ефремовой:
Имажинизм - Декадентское литературное направление в английской, американской и русской поэзии начала XX в., утверждающее, что цель творчества состоит в создании отдельного образа.

Значение слова Имажинизм по Ожегову:
Имажинизм - Направление в русской литературе начала 20 в., Primo опиравшееся на поэтику раннего футуризма и утверждавшее, что цель творчества состоит в создании самоценных словесных образов

Имажинизм в Энциклопедическом словаре:
Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф,В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. А. Есенин и др.).Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом,идеей; выражала преимущественно богемные настроения.

Значение слова Имажинизм по словарю Ушакова:
ИМАЖИНИЗМ
имаджинизма, мн. нет, м. (от фр. image - образ) (лит.). Литературная школа, одно из мелкобуржуазных направлений в русской поэзии 20 в., считавшее богатство словесных образов существом поэзии.

Определение слова «Имажинизм» по БСЭ:
Имажинизм (от Имажизм)
литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (журн. «Сирена», Воронеж, 1919, № 4-5; газ. «Советская страна», М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г. Якуловым; позже присоединились поэты А. Кусиков, И. Грузинов и др. В издательстве
«Имажинисты» вышло более 20 книжек участников группы; они же выпускали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-24; вышло 4 номера). В программных установках имажинистов общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтической речи. Однако на практике и в трактовке природы образности И. весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой
«Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители И. - Шершеневич и Мариенгоф, - напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя её живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе И. основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов».
Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду. Самоцельность
«малых образов», щеголянье тропом, поэтической ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) И. резкостью образных переходов и главное - каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа И. устремлена к формотворчеству и
«искусству для искусства». Декларативным заявлениям «лидеров» И. свойственна проповедь антагонизма искусства и государства. Лозунги имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью - упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа). Уже в 1921 Есенин писал:
«У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова... Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния» («Быт и искусство», 1921, см. Собр. соч., т. 5, 1962,с. 61). В 1924 Есенин, с которым и была связана известность И., заявил (письмом в газете «Правда» от 31 августа)
о своём выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы имажинистской критики: «2 Ч 2 = 5» Шершеневича, «Буян-Остров. Имажинизм»
Мариенгофа, «Имажинизма основное» Грузинова; поэзии - «Явь» и «Слепые ноги» Мариенгофа, «Лошадь как лошадь» Шершеневича. Поэтика И. своеобразно запечатлена в поэме «Кобыльи корабли» С. Есенина.
Лит.: Ермилова Е. В., Лирическое «я» в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты, в сборнике: Критический реализм 20 в. и модернизм, М., 1967; Советское литературоведение и критика. Библиографич. Указатель, М., 1966 с 222-223
А. Е. Троицына.

Имажинативная Психотерапия    Имажинизм    Имажинист