Интонация

Значение слова Интонация по Ефремовой:
Интонация - 1. Ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении (в лингвистике).
2. Манера произношения, отражающая какое-л. чувство говорящего, его отношение к предмету речи; тон. // перен. Индивидуальное своеобразие авторской речи.
3. Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении.

Значение слова Интонация по Ожегову:
Интонация - Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон


Интонация Точность звучания музыкального произведения при игре или голоса при пении
Интонация Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания

Интонация в Энциклопедическом словаре:
Интонация - (от лат. intono - громко произношу) - 1) совокупностьпросодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп,интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетическиорганизует речь, является средством выражения различных синтаксическихзначений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски...2)Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворногопериода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце; тосовпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, даетсложный рисунок мелодики стиха...3) Звуковое воплощение музыкальной мысли:мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительный''тон'' музыки. По Б. В. Асафьеву, интонация - носительница музыкальногосодержания...4) Степень точности воспроизведения высоты звуков примузыкальном исполнении.

Значение слова Интонация по словарю Ушакова:
ИНТОНАЦИЯ
интонации, ж. (латин. intonatio). 1. Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (лингв.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация. 2. тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книжн.). С шутливой интонацией. Выразительная интонация. 3. Правильность или неправильность попадания в тон при пении или игре на музыкальном инструменте (муз.). Фальшивая интонация.

Значение слова Интонация по словарю Даля:
Интонация
ж. особенно сильное ударение голосом на чем-либо.

Значение слова Интонация по словарю Брокгауза и Ефрона:
Интонация (Intonazione, intonation) — произведение звука посредством человеческого голоса или струнного или духового инструмента без клавишей. При верной И. каждый звук вполне согласуется с требуемым строем. Если И. выше или ниже его, то происходит фальшь. При хорошей И. звук атакируется, т. е. производится сразу, без всяких колебаний. Верная И. составляет задачу первоначальных занятий как в пении, так и в игре на инструменте. Возгласы или пение священнослужителя, за которыми вступает хор, называется И. Интонировать (intonare) у капельмейстеров значит задавать хору тон перед началом исполнения. У строителей органа И. — способ уравнения силы звука и его верности в органных трубках. H. С.

Определение слова «Интонация» по БСЭ:
Интонация - Интонация (от лат. intono - громко произношу)
совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки - синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе - экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), Мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.
Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.
В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение - заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.
На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.
Лит.: Берштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) - L., 1970.
С. И. Бернштейн.


Интонация - в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле - это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией - ритмом). Музыкальная И. отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру
(«склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, ариозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. И. в узком смысле - это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2-3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная И. не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об
«интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»).
Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее - передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии,
«интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.
2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, - так называемой зоны.
3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) - ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.
Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jir
бnek J., Asafje vova teorie intonace, jejнgeneze a vyznam, Praha, 1967.
А. Н. Сохор.

Интонационный    Интонация    Интонирование