Иоанн Итал

Иоанн Итал в Энциклопедическом словаре:
Иоанн Итал - (2-я пол. 11 в.) - византийский философ, ученик Михаила Пселла.Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью;еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082.

Значение слова Иоанн Итал по словарю Брокгауза и Ефрона:
Иоанн Италвизантийский философ XI в., родом из Италии, ученик Пселла, наследовал ему в звании "υπατος των φιλοσόφων "; искусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвященной толкованию Аристотеля, но также и Платона, и неоплатоников. Сущность учения И. сводится к платоновским идеям, к предсуществованию душ и творению мира из предвечной материи, и к переселению душ. Имеются известия, приписывающие И. неправославное учение о божественном воплощении. Когда в начале царствования Алексея Комнена издано было распоряжение, ограничившее свободу философского мышления авторитетом свящ. Писания и святоотеческих творений, то И., как выразитель другого направления, сложившегося в Византии около половины XI в., предан был анафеме, вместе с учением своим, сведенным к 11 статьям. Вследствие этого И. отказался от своего учения о переселении душ и от порицания св. икон, учение же об идеях старался истолковать применительно к православным воззрениям. Из сочинений И. почти ничего еще не издано. Ср. Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1892).

Определение «Иоанн Итал» по БСЭ:
Иоанн Итал (Ioбnnes Italуs)
(2-я половина 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане «консула философов». Довёл воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде всего к Платонизму) до прямого конфликта с христианством и церковной ортодоксией. Его учение было по приказу императора Алексея I Комнина рассмотрено на церковном соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И. И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847-48). Учение И. И. оказало влияние на грузинского мыслителя Иоанэ Петрици.
Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1-2, Tphilisiis 1924-26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627-29.
Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, «Изв. Русского Археологического института в Константинополе», 1897, т. 2.
С. С. Аверинцев.

Иоанн Златоуст    Иоанн Итал    Иоанн Креститель