Иосиф

Иосиф в Энциклопедическом словаре:
Иосиф - Алавердский (ум. 570) - епископ Алавердский, ученик преподобногоИоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал вКахетии. Один из основателей грузинского монашества. Память в Православнойцеркви 7 (20) мая и 15 (28) сентября.


Угличский (ум. 1609) - имя каждого из двух преподобномучеников,погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память вПравославной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
Персидский (ум. ок. 345) - христианский мученик, пострадавший вгонение царя Шапура II, ученик священномученика Нирсы Персидского. Памятьв Православной церкви 20 ноября (3 декабря).
Заоникиевский (Вологодский) (1529-1612) - преподобный, Христа радиюродивый. Обрел в лесу икону Божией Матери (1588) и основал на этом местеЗаоникиевский монастырь. Память в Православной церкви 21 сентября (4октября).
Феодосиопольский (Эрзерумский) (ум. 808) - христианский мученик,пострадавший от мусульман, брат Исаака Феодосиопольского. Память вПравославной церкви 16 (29) сентября.
(князь Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801) - католикос всех армян с1800, один из организаторов армянского освободительного движения, военногосоюза с Россией, создания армянских поселений на юге России.
в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был проданбратьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. Когдагонимые голодом братья Иосифа прибыли в Египет, он поселил их в этойстране.
Арбельский (Персидский) (ум. 380) - священномученик, пресвитер,пострадал в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 3 (16) ноября.

Значение слова Иосиф по словарю Брокгауза и Ефрона:
Иосиф (Франсуа дю Трембле) (le pè re Joseph, собственно Fran ç ois Ledere du Tremblay, 1577—1638; прозвище — Eminence grise) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена, много путешествовал, служил в военной службе, в 1599 г. принял монашество и выделился в качестве проповедника, профессора и миссионера. После смерти Генриха IV достиг влияния при дворе и мало-помалу сделался сотрудником Ришелье, политику которого проводил в важных миссиях (1624 г. в Риме, 1630 г. в Регенсбурге и т. д.). В качестве начальника канцелярии Ришелье, И., вместе с четырьмя другими капуцинами, исполнял тайные поручения кардинала и в неразборчивости на политические средства превосходил своего начальника; только конечные цели И. носили более идейный характер и в большей степени запечатлены духом католичества, чем у Ришелье. Ришелье предназначал И. себе в преемники и многие годы добивался для него кардинальской шапки, но домогательства эти были отклонены, так как курия считала И. одним из главных своих противников. Ранке нашел в Париж. национальной библиотеке сборник актов и документов 1634—38 гг., составленный под наблюдением И. Ср. Ranke, "Franz. Geschichte" (т. II и IX его "Werke"); ст. Фанье (Fagniez), в "Revue historiques (1885 и сл.).

Определение слова «Иосиф» по БСЭ:
Иосиф (Joseph)
В «Священной Римской империи» и австрийской монархии Габсбургов:
И. I (26.7.1678, Вена, - 17.4.1711, там же), император в 1705-11. Старший сын императора Леопольда I. Энергично продолжал войну за Испанское наследство (1701-14). В империи пытался вновь усилить императорскую власть. В наследственных землях Габсбургов проводил политику меркантилизма. Большим влиянием при нём пользовался Евгений Савойский.
И. II (13.3.1741, Вена, - 20.2.1790, там же), император в 1765-90; в габсбургских наследственных землях в 1765-80 соправитель своей матери Марии Терезии, затем правил единолично. Представитель так называемого просвещённого абсолютизма, И. II пытался преобразовать наиболее устаревшие феодальные институты монархии Габсбургов путём реформ
«сверху», учитывая потребности буржуазного развития. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил личную крепостную зависимость крестьян (1781-85), предпринял попытку ввести единый поземельный налог (реформа не была проведена в жизнь из-за ожесточённого сопротивления дворянства, также подлежавшего обложению). И. II ограничил самостоятельность католической церкви в австрийских землях, упразднил многие монастыри, частично секуляризовал церковное имущество, способствовал развитию светской школы; в 1781 издал патент о веротерпимости (так называемый толерантный патент). В монархии Габсбургов, действуя насильственно-бюрократическими методами, попытался ввести единую строго централизованную систему управления; немецкий язык был (в 1784-85) введён в качестве официального во всех частях монархии. Эта политика вызвала взрыв сопротивления, особенно в Австрийских Нидерландах (см. Брабантская революция 1789-1790), в Венгрии. Во внешней политике (которой наряду с военным делом И. II ведал ещё будучи соправителем) отличался агрессивностьючастности, был при австрийском дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и укрепить господствующее положение Австрии в империи; встречая сопротивление всё более усиливавшейся Пруссии, искал сближения с Россией (союз 1781).
Лит.: Митрофанов П., Политическая деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги, СПБ, 1907. См. также лит. при ст. Иозефинизм.


Иосиф - согласно древнееврейским историческим легендам, сохранившимся в Ветхом завете, любимый сын Иакова от Рахили. Проданный своими братьями в рабство, И. после долгих злоключений стал фактически править Египтом по поручению фараона. Когда гонимые голодом прибыли в Египет за хлебом его братья, И. предложил им и всему роду Иакова переселиться в эту страну. Вскоре они там поселились (провинция Гесем). При исходе евреев из Египта они взяли с собой, согласно завещанию И., его останки и предали их погребению в Ханаане.
С некоторыми модификациями повествование об И. вошло в Коран. Отдельные сюжеты стали темой многих литературных произведений средневековья (персидско-таджикских поэм) и нового времени (Т. Манн, Назым Хикмет и др.), неоднократно находили отражение в изобразительном искусстве (у художников школы Рембрандта и др.).

Иосилович    Иосиф    Иосиф I