Ибн Рушд

Ибн Рушд в Энциклопедическом словаре:
Ибн Рушд - (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ иврач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,был судьей и придворным врачом. В трактате ''Опровержение опровержения''отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. Разграничение ИбнРушды ''рациональной'' религии (доступной образованным) иобразно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним изисточников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушдыоказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе(аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

Определение «Ибн Рушд» по БСЭ:
Ибн Рушд - Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате
«Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог,
«совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на
«Государстве» Платона.
И. Р. - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей.
Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes’Tahafut al-Tahafut, v. 1-2, L., 1954; Averroes’Commentary on Plato’s Republic, Camb., 1956.
Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964.
А. В. Сагадеев.
Ибн Рушд. Из рукописи его сочинений.

Ибн Мискавайх (?-1030)    Ибн Рушд    Ибн Сауд (1880-1953)