Эйзенштейн

Эйзенштейн в Энциклопедическом словаре:
Эйзенштейн - Сергей Михайлович (1898-1948) - кинорежиссер, теоретик кино,педагог, заслуженный деятель искусств России (1935), докторискусствоведения. Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановкахразрабатывал новые принципы организации драматического действия,сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. Поиски современногокинематографического языка - открытие новых возможностей монтажа, ритма,крупного плана, ракурса - были осуществлены в снятой на ''Мосфильме'' серииисторико-революционных картин: ''Стачка'' (1925), ''Броненосец Потемкин''(1925), ''Октябрь'' (1927, совместно с Г. В. Александровым). Эйзенштейндобился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиляхарактерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. В30-х гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальнойидеологической критике. После патриотической картины ''Александр Невский''(1938) Эйзенштейн поставил ''Иван Грозный'' (1945, 2-я серия выпущена в1958, 3-я не закончена). Историческая концепция, предложеннаяЭйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личностиИвана Грозного тех лет. Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в рядетеоретических работ. Профессор ВГИКа (с 1937). Государственная премия СССР(1941, 1946).

Определение слова «Эйзенштейн» по БСЭ:
Эйзенштейн - Сергей Михайлович [10(22).1.1898, Рига, - 11.2.1948, Москва], советский режиссёр, теоретик искусства, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939). Родился в семье архитектора. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии. В 1920 был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва).
В 1921-22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С. И. Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Э. - «Мудрец» (по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923).
В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия.
В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в котором Э. впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец "Потемкин"»
(1925), одном из высочайших достижений сов. и мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времён.
В фильме «Октябрь» (1927) Э. совместно с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Э. выдвинуть концепцию
«интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки.
В 1929 завершил фильм «Старое и Новое» - первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне.
В 1929-32 Э. (вместе с Александровым и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Условия буржуазного кинопроизводства не позволили ему осуществить свои замыслы. Незаконченной осталась картина «Да здравствует Мексика!», положившая, тем не менее, начало национального кино Мексики.
На родине Э. продолжает режиссёрскую, теоретическую и педагогическую работу. В 1935-37 работал над фильмом «Бежин луг», фабула которого основывалась на истории гибели пионера Павлика Морозова. Фильм не был завершен. Крупной победой советского кино стал
«Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме немецких рыцарей в 13 в. Последний фильм Э. - кинотрагедия «Иван Грозный» в 2 сериях (1-я серия 1945, 2-я серия выпущена на экран в 1958),- трактующий тему власти, с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино, стал второй вершиной творчества Э.
Огромное теоретическое наследие Э. охватывает основные проблемы художественного творчества - от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистических статьи, очерки и мемуары. Рисунки Э., ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С. 1928 преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор (с 1937). Государственная премия СССР (1941, 1946).
Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Соч.: Избр. соч., т. 1-6, М., 1964-71.
Лит.: Юткевич С. И., С. Эйзенштейн, в его кн.: Контрапункт режиссёра, М., 1960; Юренев Р. Н., «Броненосец „Потемкин"» С. Эйзенштейна, [М., 1965]; Зоркая Н. М., С. Эйзенштейн, в её кн.: Портреты, 1966; Шкловский В. Б., Эйзенштейн. [М 1973].
Кадр из фильма «Иван Грозный». 1945. Режиссёр С. М. Эйзенштейн.

Кадр из фильма «Октябрь». 1927. Режиссёр С. М. Эйзенштейн.

С. М. Эйзенштейн.

Эйзенхауэр    Эйзенштейн    Эйк