Эйнзидель

Значение слова Эйнзидель по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эйнзидель (Дотлев, граф фон Einsiedel) — саксонский политический деятель (1773—1861). В мае 1813 г. назначен министром внутренних, а затем и иностранных дел. После битвы под Лейпцигом он отправился вслед за взятым в плен королем Фридрихом-Августом в Берлин и вел переговоры об его освобождении; с этой же целью явился на Венский конгресс (1315). После возвращения в Саксонию он управлял ею, стараясь поднять благосостояние, подорванное войной, посредством поощрения промышленности, а также народного образования; вместе с тем, он решительно противился каким бы то ни было реформам политического характера. После вступления на престол короля Антона (1827) влияние Э. еще усилилось; зато в глазах народа он окончательно стал воплощением реакции, тем более ненавистным, что в дополнение к политическим ошибкам его обвиняли, и не без основания, не только в непотизме, но даже в личной недобросовестности. Волнения в Дрездене в сентябре вызвали его падение. В. В—зов.

Определение слова «Эйнзидель» по БСЭ:
Эйнзидель (Einsiedel)
Иоганн Август фон (4.3.1754, Лумпциг, близ г. Альтенбург, - 8.5.1837, замок Шарфенштейн, близ г. Цшопау), немецкий философ-материалист, друг И. В. Гёте и И. Г. Гердера (последнему принадлежат выписки из сочинений Э., впервые изданные в ГДР, - «Ideen», В., 1957).
Задача философии, по Э., - «свести духовный мир к миру телесному»; согласно Э., мысли - «движения мозга», вызываемые воздействием на органы чувств внешнего мира. Отвергая библейский миф о творении и учение о бессмертии души, Э. отстаивал идею естественного возникновения жизни и происхождения человека. Считал религию результатом невежества, христианство характеризовал как религию рабов. Критиковал религиозную мораль, утверждая, что
«истинная мораль» безрелигиозна. С просветительских и демократических позиций Э. выступал против абсолютизма и феод. порядков, осуждал политический и духовный гнёт. Он был убеждён в грядущем наступлении «золотого века», когда прекратятся войны, исчезнут неравенство, несправедливость и эгоизм, а труд станет удовольствием. Утопические представления Э. о будущем обществе носили следы мелкобуржуазных иллюзий.
Лит.: Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; Stiehler G., A. von Einsiedel, в сборнике: Beitrдge zur Geschichte des vormarxistischen Materialismus, B., 1961; Stolpe H., Materialistische Strцmungen im klassischen Weimar,
«Weimar Beitrдge», 1963, № 3.
Б. В. Мееровский.

Эйнерт    Эйнзидель    Эйнзидельн