Йогачары

Йогачары в Энциклопедическом словаре:
Йогачары - (виджнянавадины) - последователи одной из двух основных школбуддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идеюбуддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачарыразвили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны),отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии,составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. -просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой -практика йоги.

Определение слова «Йогачары» по БСЭ:
Йогачары - виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой) религиозно-философских школ Буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) - основные соч.
«Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» - и Васубандху (5 в. н. э.) - основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6-8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.
Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»),
или Нирвана; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась Йога. Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»),
своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.
Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль - так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.
Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534-51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewu
Яtsein (Vijnanavada) bei den spдteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.
В. П. Лугина.

Йогачара    Йогачары    Йоги