Живокини

Живокини в Энциклопедическом словаре:
Живокини - Василий Игнатьевич (1805-74) - российский актер. С 1825 в Маломтеатре. Комик-буфф, мастер импровизации, использовал традиции русскогонародного театра.

Значение слова Живокини по словарю Брокгауза и Ефрона:
Живокини (Василий Игнатьевич) — знаменитый московский комик (1807-1874); сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли. В театральном училище Ж. готовился быть музыкантом и танцовщиком, но Ф. Ф. Кокошкин заметил драматическое дарование Ж. Вся пятидесятилетняя артистическая деятельность Ж. принадлежит Москве, которая его видела не только в бесчисленных комедиях, но и в операх ("Аскольдова могила", "Цампа" и др.). В "Ревизоре" он создал роль Добчинского, в "Женитьбе" — Кочкарева, в "Горе от ума" — Репетилова. В сферу дарования Ж. входило все комическое, начиная с водевиля 30-х годов и кончая опереткой 60-х гг. Островский всегда охотно поручал Ж. роли купцов и приказных. Ж. преподавал в московском театральном училище драматическое искусство. Напечатал свои "Воспоминания" в "Театральных Афишах" (1864 г., января 2-го, 9-го и 28-го, февраля 3-го и марта 12-го) и в "Московских Ведомостях" (1874, №№ 20-24 и 27). Ср. П. Боборыкин, "В. И. Ж." (в сборнике "Складчина", СПб., 1874). Ум.

Определение слова «Живокини» по БСЭ:
Живокини - Василий Игнатьевич [1805, Москва, - 18(30).1.1874, там же], русский актёр. Сын итальянца, жившего в России, и русской крепостной танцовщицы. По окончании Московского Театрального училища (где Ж. обучался балетному и драматическому искусству, игре на скрипке) в 1825 был зачислен в труппу Малого театра. Первоначально исполнял небольшие роли в драматических спектаклях, выступал в балетах, играл в оркестре. Расцвет творчества Ж. - 1840-50-е гг. Выступая с огромным успехом в комедиях и водевилях, Ж. создал образы весёлых добродушных простаков. Блестяще владея искусством импровизации, Ж. иногда по ходу действия вставлял в роль тут же им сочинённые реплики на злобу дня, обращался с вопросом к кому-либо из зрителей и т. п. В то же время игре Ж. были свойственны комические преувеличения, черты буффонного гротеска. В числе его лучших ролей: Земляника, Подколёсин
(«Ревизор» и «Женитьба» Гоголя), Градобоев («Горячее сердце» А. Н. Островского), Грумио («Укрощение строптивой» Шекспира), Арган («Мнимый больной» Мольера), Лев Гурыч Синичкин (одноимённый водевиль Д. Т. Ленского), Мордашев
(«Аз и Ферт» Федорова). Исполнял также партии в опереттах и операх.
Соч.: Из моих воспоминаний, «Библиотека театра и искусства», СПБ, 1914, февр., кн. 2, с. 3-31.
Лит.: Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сборнике: Московский Малый театр. 1824-1924, М., 1924, с. 198-202; Дмитриев Ю., Московского Малого театра артист Живокини, «Театр», 1960, № 9.
М. С. Зилов.
В. И. Живокини.

Живой Мертвый    Живокини    Живокость