Якобсен, Яков Христиан

Значение слова Якобсен, Яков Христиан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Якобсен, Яков Христиандатский пивовар-меценат (1811—1887), сын владельца небольшой пивоварни; получил образование в среднем учебном заведении, слушал лекции в политехникуме. Искусства, особенно живопись и скульптура, увлекали его до такой степени, что он — "пивоваришка", как его прозвали товарищи-студенты, — стал для учащейся молодежи истолкователем художественных сокровищ при посещении ею "королевского собрания картин и скульптурных произведений". Приняв по смерти отца в свои руки все дело, он повел его с такой энергией и знанием, что в конце концов завод его разросся в целый городок, "Старый Карлсберг", а годовой оборот стал достигать нескольких миллионов крон. В 1876 г., в день открытия в Копенгагене памятника знаменитому датскому физику Гансу Христиану Эрстеду, Я. сообщил "Датскому обществу поощрения наук", что им отчислен из сумм, находящихся в деле, миллион крон в "Карлсбергский фонд" для поддержки и развития в Дании различных отраслей науки (главным образом естественных наук, математики, истории и языковедения), а также для поддержки и дальнейшего развития деятельности химическо-физиологической лаборатории при заводе Карлсберг. В следующем году Я. пополнил основанный им фонд капиталом в 200000 кр., 5 % с которого должны были ежегодно поступать на реставрацию сгоревшего старинного замка Фредериксборг и устройство в нем национального музея. По смерти Я. "Карлсбергский фонд" сделался наследником всего многомиллионного его состояния и ежегодные из него затраты уже давно превышают 500000 кр. Тот же фонд, согласно воле завещателя, обеспечивает служащих и рабочих на заводе прогрессивными прибавками жалованья, пособиями и пенсиями. Сын его Карл (род. в 1842 г.) по окончании университета практически изучил пивоваренное дело на заводе отца; позже основал собственный завод, "Новый Карлсберг". Как любитель, знаток и покровитель искусств — преимущественно скульптуры, — Я. пошел по стопам отца. Исходя из той мысли, что произведения искусства должны не только украшать дома меценатов и богачей, но и быть доступными для большого общества, для народа, Я. в 1879 г., в день рождения Торвальдсена, основал фонд "Альбертина" с капиталом в 100000 кр., проценты с которого должны были идти на украшение копенгагенских площадей и садов скульптурными произведениями, а в 1882 г. основал художественно-скульптурный музей "Ny Carlsbergs Glyptotek". Благодаря щедрости основателя, музей стал быстро обогащаться лучшими произведениями как датских, так и иностранных скульпторов, а также целым рядом памятников античной скульптуры. Собранные Я. коллекции египетской, греческой и римской скульптуры приобрели европейскую известность, и когда Я. в 1888 г. решил пожертвовать их Копенгагену, городское управление и правительство не отступили перед сооружением для них особого монументального здания. П. Г—н.

Якобсен, Фридрих    Якобсен, Яков Христиан    Якобсон, Георгий Георгиевич