Яковлев, Алексей Семенович

Значение слова Яковлев, Алексей Семенович по словарю Брокгауза и Ефрона:
Яковлев, Алексей Семеновичтрагический актер, сын костромского купца. Род. в 1773 г.; рано осиротел, и, получив самое ничтожное образование; на 13-м году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывая и заучивая наизусть стихотворения Ломоносова, Державина и других поэтов, и с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд "Отчаянный любовник". И. А. Дмитревский уговорил Я. поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Я. выступил 1 июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира" и очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом. Малообразованному молодому человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная страсть не только отразилась на творчестве Я., но исказила его характер, сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной из главных причин загула Я. была неудачная любовь. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная сила таланта Я. была так велика, что прежде чем сломиться и погибнуть, он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом. Его игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественно-реального. Это "новое слово" среди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Я. Способствовало успехам и славе Я. появление на сцене, почти одновременно с ним, блестящей трагической актрисы Ек. Сем. Семеновой. Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII вв. Еще более ценным для истории театра событием было появление Озерова, трагедии которого доставили Я. самые громкиe успехи. Я., впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в "мещанской драме" (Коцебу и др.). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 г., когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала, Дмитрия Донского, Агамемнона (в "Поликсене" Озерова), Орозмана, Магомета (в траг. Вольтера) и Иодая (в "Аталии" Расина). Я. умер в 1817 г. и похоронен на Волковом кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: "Завистников имел, соперников не знал". См. "Соч. Алексея Яковлева, придворного российского актера" (СПб., 1827); биография — Р. Зотова, "Пантеон" (1842, V), А. Н. Сиротинина — "Рус. Арх." (1889, VII) E. С. Некрасовой — "Артист" (1892, XII), И. О. Горбунова — "Рус. Вестн. " (1892, IX); Д. Д. Коровякова — "Ежегодник Имп. Театров 1893—94" (прил., кн. I); "Воспоминания С. Т. Аксакова".

Яковенко    Яковлев, Алексей Семенович    Яковлев, Андрей Яковлевич