Ямб

Значение слова Ямб по Ефремовой:
Ямб - Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.

Значение слова Ямб по Ожегову:
Ямб - Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге

Ямб в Энциклопедическом словаре:
Ямб - (греч. iambos) - стихотворный метр с сильными местами на четных слогахстиха (''Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...'', А. С. Пушкин). Самыйупотребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основныеразмеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19вв., комедия 19 в.).

Значение слова Ямб по словарю Ушакова:
ЯМБ
ямба, м. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин. Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы. Тургенев.

Значение слова Ямб по словарю Даля:
Ямб
м. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (И-). Ямбические стихи, писанные ямбами.


Ямб
м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу.

Определение слова «Ямб» по БСЭ:
Ямб (греч. нambos)
1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры, состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был «ямбический триметр» - 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.
2) В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (∪), сильные - необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (-); схема:
∪ Х ∪ Х... ∪ - (∪) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами («Швед, русский колет, рубит, режет...»). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я.
(«Подруга думы праздной...»)-в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. («Мой дядя самых честных правил...») - в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. («Ещё одно, последнее сказанье...»),
с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры - в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
- в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и «антологической» лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности - см. Вольный стих) - в баснях, а также в 18 в.-в
«пиндарической» лирике, а в 1-й трети 19 в. - в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры - из Пушкина.)
Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М., 1974.
М. Л. Гаспаров.

Ямато-Э    Ямб    Ямба