Красин

Красин в Энциклопедическом словаре:
Красин - Леонид Борисович (1870-1926) - политический деятель. Инженер. В1903-07 член ЦК РСДРП. В 1918 член, Президент ВСНХ, нарком торговли ипромышленности. В 1919 нарком путей сообщения, член РВСР. С 1920 наркомвнешней торговли, одновременно полпред и торгпред в Великобритании (в 1924во Франции).


Андрей Капитонович (1911-81) - белорусский физик, академик АНБелоруссии (1960). Труды по ядерной энергетике. Участник создания первой вмире АЭС в Обнинске, Белоярской АЭС. Ленинская премия (1957).
линейный ледокол Арктического флота СССР. Построен в 1917; до1927 назывался ''Святогор'', затем назван по имени Л. Б. Красина.Водоизмещение 10 800 т. В 1928 участвовал в спасении экспедиции У. Нобиле,в 1932-35 - в плаваниях и гидрологических исследованиях в Арктике. В1941-45 проводил караваны судов в Арктике. В 1972 переоборудован вэнергетическую плавбазу геологов с названием ''Леонид Красин''. В 1976построен новый ледокол ''Красин''.

Определение слова «Красин» по БСЭ:
Красин - Леонид Борисович (15.7.1870, Курган, - 24.11.1926, Лондон), советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1890. Родился в семье чиновника. С 1887 студент Петербургского технологического института. Был членом Бруснева группы. В 1891 исключен из института и выслан. Работал техником, инженером (без диплома) на строительстве Сибирской ж. д. С 1900, по окончании Харьковского технологического института, вместе с Р. Э. Классоном возглавил в Баку строительство электростанции
«Электросила» и электрификацию нефтяных промыслов. Собрал в Баилово ядро бакинской социал-демократической организации. Поддерживал регулярную связь с «Искрой», организовал для неё транспорт через Иран и Батуми. С В. З. Кецховели организовал нелегальную типографию «Нина».
После 2-го съезда РСДРП (1903) кооптирован в ЦК партии, некоторое время занимал примиренческие позиции по отношению к меньшевикам. Пользуясь служебным положением, ездил по стране для создания централизованного технического партийного аппарата, установления связи с местными организациями, налаживания партийных финансов, транспортировки и распределения литературы, переправки членов партии за границу и обратно. С 1904 работал в Орехово-Зуеве: руководил строительством электростанции, работами по электрификации города и «Морозовской мануфактуры».
Случайно избежав ареста, перешёл на нелегальное положение. Делегат 3-го съезда РСДРП (1905), его вице-председатель; избран членом ЦК. Вернувшись в Россию, легализовался, стал заведующим кабельной сетью «Электрического общества 1886»
в Петербурге, не прекращая активной партийной деятельности. Один из организаторов первой легальной большевистской газеты «Новая жизнь». Во время Революции 1905-07 член Петербургского совета; по предложению В. И. Ленина - «ответственный техник, финансист и транспортер...»
партии (Ленинский сборник V, 1929, с. 279), возглавлял боевую техническую группу при ЦК, руководил снабжением боевых дружин. Участник 1-й (Таммерфорсской) конференции РСДРП (декабрь 1905). На 4-м съезде РСДРП (1906) один из докладчиков по вопросу о вооруженном восстании, избран членом ЦК; на 5-м съезде (1907) кандидат в члены ЦК РСДРП.
В 1908 уехал за границу, примкнул к ультиматистам, участвовал в организации каприйской школы. Затем отошёл от политической деятельности. Работая в фирме «Сименс и Шуккерт»,
проявил незаурядные способности инженера и организатора. С 1912 возглавлял Московский филиал, а с 1913 директор общероссийского отделения (Петербург) фирмы. С начала 1-й мировой войны 1914-18 директор нескольких заводов, принадлежавших ранее фирме «Сименс и Шуккерт».
В декабре 1917 вернулся к активной политической жизни; участник мирных переговоров в Бресте. Летом 1918 член советской делегации в Берлине; добился экономически выгодных соглашений. В 1918 член Президиума ВСНХ, проделал большую работу по привлечению на сторону Советской власти технической интеллигенции; председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии; нарком торговли и промышленности, член СТО с момента его создания. В 1919 нарком путей сообщения. В декабре 1919 возглавлял советскую делегацию на мирных переговорах с Эстонией. В 1920-23 полпред и торгпред в Великобритании; одновременно нарком внешней торговли. В марте 1921 подписал англо-советское торговое соглашение. В 1922 участник международной конференции в Генуе и Гааге. В 1924 полпред во Франции. С 1925 полпред в Великобритании. Делегат 12-14-го съездов партии, на 13- 14-м избирался членом ЦК ВКП(б). Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
Соч.: Дела давно минувших дней (Воспоминания), 3 изд., М., 1934.
Лит.: Горький М., Л. Красин, Собр. соч., т. 17, М., 1952; Зарницкий С. В., Трофимова Л. И., Советской страны дипломат, М., 1968; Могилевский Б. Л. и Прокофьев В. А., Три жизни Красина, М., 1968; Кремнев Б. Г., Красин, М., 1968; Карпова Р. Ф., Л. Б. Красин-советский дипломат, М., 1962.
Л. Б. Красин.


«Красин»
линейный ледокол Арктического флота СССР. Построен в 1917 в Великобритании. Водоизмещение 10800 т. Длина 94,5 м, ширина 21,6 м. В 1918 был угнан английскими интервентами, в 1921 возвращен Советской России. До 1927 назывался
«Святогор», переименован в честь Л. Б. Красина. В 1928 участвовал в спасении участников итальянской экспедиции У. Нобиле. В 1932 совершил первое зимнее плавание в Арктике (восточная часть Печорского моря). В 1933 впервые в зимнее время достиг северной оконечности Новой Земли. В 1934 и 1935 вёл гидрологические исследования в проливе Де-Лонга, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 проводил караваны судов в арктических водах. В начале 70-х гг. переоборудован в экспедиционное научно-исследовательское судно.

Красильщица    Красин    Красиньский