Кредит

Значение слова Кредит по Ефремовой:
Кредит - Правая сторона бухгалтерских документов, на которой регистрируются все средства, снятые со счета учреждения, предприятия и т.п., а также все числящиеся по данному счету долги и расходы (противоп.: дебет).


1. Предоставление в долг ценностей (товаров или денег и т.п.).
2. Коммерческое доверие. // перен. Личностное доверие, авторитет.

Значение слова Кредит по Ожегову:
Кредит - Доверие, авторитет N1 Lib


Кредит Отпускаемая на что-нибудь денежная сумма
Кредит Ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие
Кредит Счет расходов и долгов данного учреждения

Кредит в Энциклопедическом словаре:
Кредит - (лат. creditum - ссуда - от credo - верю, доверяю), предоставлениеденег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и,как правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий.Особая форма кредита - международный кредит (см. также Ростовщическийкапитал).

Значение слова Кредит по Бизнес словарю:
Кредит - англ. credit

А. Предоставление денежных или материальных ценностей физическому или юридическому лицу на условиях возвратности и за вознаграждение в виде процентов. К. различаются по объектам кредитных сделок, формам кредитных ресурсов, субъектам кредитных сделок, срокам, условиям, величинам процентов и порядкам их выплаты.

Б. Правая сторона бухгалтерских счетов. В активных счетах запись в К. показывает уменьшение, а в пассивных - увеличение средств. На счетах собственного капитала в К. отражается увеличение капиталов за счет прибыли или денежных вкладов. Кредитовая сторона счета результатов содержит доходы. Левая сторона счета - дебет.

Значение слова Кредит по словарю Ушакова:
КРЕДИТ
(рэ), кредита, м. (латин. credit - он верит) (бухг.). Счет лица или учреждения, дающего что-н. взаем; противоп. Дебет. Дебет и кредит.


КРЕДИТ
кредита, м. (латин. creditum - долг). 1. только ед. Коммерческое Доверие; предоставление товаров или денег в долг. Оказывать кому-н. кредит. Банковский кредит. Иностранный кредит. Открыть кредит предприятию. Необходимость кредита для расширения торговли. Долгосрочный кредит. Рабочий кредит. (отпуск товаров рабочим и служащим с рассрочкой платежа; нов.). 2. перен., только ед. Доверие, авторитетность (книжн.). Эта теория потеряла всякий кредит в научных кругах. Неудачным выступлением он подорвал свой кредит. Общественный кредит. 3. только мн. Денежные суммы, ассигнованные на определенные расходы (фин.). Бюджетные кредиты. Выдачу зарплаты пришлось произвести из специальных кредитов. Государственный кредит (экон.) - система государственных займов.

Значение слова Кредит по словарю Даля:
Кредит
м. купеч. доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок. Сделать или оказать кому кредит, дать в долг; взять на кредит, в долг. Нет ему кредита, не верят. Кредитный, до кредита относящ. - билет, ассигнация, бумажные деньги; у нас введены 1841 г. | Билет кредитного учрежденья, места для вноса и полученья денег взаймы, на разных условиях, либо под залоги: ломбарда, банка, приказа призренья и пр. Кредитор м. -торка ж. заимодавец, веритель. -торов, -торкин, ему или ей прнадлежщ.;- торский, к ним относящ. Кредитив м. кредитивная грамота, верющая, доверительная, полномочная грамота посланников; | кредитив, банкирский вексель, для получения денег.

Значение слова Кредит по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кредит — По этимологическому происхождению и обычному словоупотреблению, слово кредит представляет синоним доверия; но в научно-экономическом смысле под К. или кредитными отношениями разумеют такие сделки или промысловые обороты, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возврата эквивалента по прошествии некоторого времени. Как общее правило, кредитные сделки бывают возмездными, т. е. предполагают, кроме возврата равноценности, еще добавочное вознаграждение кредитора (рост). Отношение, возникающее в силу К. между двумя сторонами, составляет долг. Долг возникает не только при ссуде-займе, но и при всяком другом кредитном обороте, например, при купле-продаже товаров в кредит, при покупке недвижимости с отсрочкой платежа и т. п. Кредитное обращение, после натуральной мены и денежного обращения, характеризует третью ступень в обращении ценностей, свидетельствующую о более высоком развитии народного хозяйства. Благодаря К., незначительные доли капитала, рассеянные в населении, соединяются нередко для осуществления обширных предприятий; при его содействии бескапитальные, но способные и предприимчивые люди легче могут стать в положение самостоятельных, независимых хозяев. Поэтому до некоторой степени справедливо, что К., надлежащим образом направленный, представляет как бы мост, перекинутый через пропасть, которая отделяет богатство от бедности. Однако, рядом с этим К. может вести и ведет к усилению неравенства между людьми. Кто, по своим личным качествам или имуществу, имеет уже большую экономическую силу, тот, при содействии К., легко может умножить ее. На самом деле в настоящее время, едва ли не чаще богатые пользуются К. у бедных, чем оказывают им К. Кредитное отношение предполагает известную уверенность кредитора в том, что должник выполнит все обязательства, связанные с заключенной сделкой. Отсюда вытекает понятие обеспечения кредитной сделки. По характеру или свойству обеспечения К. бывает либо личный, либо залоговый или вещный, реальный. При личном К. кредитор главным образом основывается на доверии к хозяйственной личности заемщика и ограничивается одним лишь юридическим обеспечением (письменным обязательством), а иногда не требует даже и его. Для усиления обеспечения при личном индивидуальном кредите нередко прибегают к так называемой круговой поруке или к поручительству. При залоговом или вещном К. кредитор требует, чтобы было указано определенное имущество, путем продажи которого можно было бы выполнить обязательство, если должник по каким-нибудь причинам не исполнить его добровольно. Имущество, служащее обеспечением кредитной сделки, или передается до уплаты долга в руки кредитора (ломбардный К.), или остается в распоряжении должника (ипотечный кредит), но с некоторыми ограничениями права распоряжения этим имуществом (см. Запрещение, Залог, Заклад, Ипотека). Современные формы государственного кредита и К. других юридических лиц должны быть отнесены к К. личному. Смотря по целям, которым К. служит, различают К. производительный, потребительный и распределительный (К. для покупки земли и т. п.), по личности кредитора — К. частный и банковый, по хозяйственным областям, к которым он применяется — К. коммерческий, сельскохозяйственный и т. д. К. государственный. Для осуществления своих задач и целей современному государству очень часто приходится обращаться к К., который, как и в частной сфере, может быть краткосрочный и долгосрочный. При несовпадении поступлений доходов с производством расходов временные затруднения казначейства устраняются при посредстве краткосрочных займов, составляющих область краткосрочного финансового К. Сюда относятся: 1) обыкновенный коммерческий К. государства или ссуды, которые государство получает у частных лиц и в кредитных учреждениях, учитывая свои векселя или закладывая принадлежащие ему процентные бумаги, 2) текущие долги государства и, наконец, 3) бумажные деньги. Коммерческий К. государства редко достигает значительных размеров; гораздо большее значение имеют текущие долги и бумажные деньги. Текущие долги главным образом составляются: 1) из сумм, которые частные лица обязаны в некоторых случаях, например при судебных процессах, вносить наличными деньгами в государственные учреждения; 2) из залогов, которые по закону должны вносить некоторые чиновники и частные предприниматели в обеспечение своей деятельности (если они вносят их деньгами); 3) из вкладов в сберегательные кассы и т. п.; 4) из отсрочки платежей по произведенным для казны поставкам, работам и т. п. и 5) из выпуска краткосрочных обязательств. Что касается бумажных денег, то они только отчасти служат краткосрочному К., главной же своею суммой входят в область долгосрочного К. (см. Деньги бумажные). Долгосрочный финансовый кредит представляет вообще антиципацию, т. е. израсходование вперед налогов будущих сметных периодов. В тех случаях, когда потребность казны в денежных средствах не может быть удовлетворена краткосрочными займами, государство прибегает к займам долгосрочным. В некоторых случаях долг становится долгосрочным по силе вещей, помимо первоначального намерения и желания правительства (напр. беспроцентные займы в форме выпуска бумажных денег с принудительным курсом). Для покрытия таких затрат, которые являются непосильными для финансов страны в пределах текущего или ближайших бюджетных периодов, государство заключает процентные долгосрочные займы, так называемые фундированные, отвержденные или консолидированные (отсюдаконсоли). В консолидированные долги правительству приходится обыкновенно обращать и текущие долги, если они сделаны для покрытия действительного, а не кассового только дефицита. Эти долги в настоящее время образуют важнейшую часть государственной задолженности. В настоящее время долгосрочные займы, делаемые от имени государства, обеспечиваются обыкновенно "всем государственным достоянием ", однако, для некоторых государств этого общего обеспечения оказывается недостаточно. В обеспечение процентов и погашения определенных займов государство представляет, в таком случае, определенный источник доходов, например, какой-нибудь косвенный налог, причем обыкновенно кредиторы (т. е. владельцы облигаций) получают право иметь своих представителей в администрации налогапрежнее время такого рода займы собственно и назывались фундированными, в Англии, напр., с 1688 г. под funded debt понимался долг, для покрытия которого определен источник.]. Примером могут служить турецкий заем 1881 г., обеспеченный доходом от табачной монополии, штемпельным, питейным и некоторыми другими налогами; египетский 4% заем 1876 г., обеспеченный налогом на табак. Египетский 3% заем 1885 г. представляет пример займа, гарантированного даже посторонними государствами (Великобританией, Францией, Австро-Венгрией и Турцией). При заключении 6% мексиканского займа 1890 г. владельцы облигаций были гарантированы, в качестве специально "неприкосновенного" обеспечения, частью таможенных пошлин и свободой от налогов "на все времена". Государственные займы бывают внутренние или внешние, смотря по тому, размещаются ли долговые обязательства государства внутри страны или за границей, у иностранных капиталистов. Внешние займы в странах с бумажно-денежным обращением заключаются на металлическую валюту; уплата процентов и капитала по этим займам производится звонкою монетой. Внутренние займы, при одинаковых прочих условиях, выгоднее для государства, потому что деньги, которые, в виде налогов, поступают в казну на удовлетворение ее кредиторов, остаются внутри страны [Государственный кредит почти исключительно или преимущественно опирается на систему действительно внутренних займов в Англии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии и Швейцарии. Очень широко пользуются иностранными капиталами Poccия, Австро-Венгрия, Италия, Испания, Португалия, Румыния, Турция, Греция, Египет и др.]. При заключении государственных займов, правительство либо уступает всю сумму займа группе или синдикату банков и банкиров, по условленному курсу, предоставляя им от себя размещать заем в частных руках — либо предлагает подписываться непосредственно частным лицам, т. е. действительным кредиторам казны, в государ. кассах или через частные кредитные учреждения, которым уплачивается за то определенная комиссия. Первый способ удобен тем, что правительство избавляет себя от технической процедуры размещения займа среди публики, а риск неудачи всецело падает на синдикат, взявший на себя заем; вступая в переговоры с различными синдикатами, иногда в разных государствах, финансовое ведомство может вызывать между ними конкуренцию и выговорить для себя наиболее подходящие условия займа. Само собою разумеется, что группа капиталистов, обязавшись реализовать заем по известному курсу, будет затем стараться разместить облигации по возможно высшему курсу, чтобы получить свою прибыль из разницы на курсе. Когда государство объявляет общую подписку, успех займа менее обеспечен, но зато, если курс выбран удачно, вышеупомянутая прибыль остается в казне. Если курс несколько низок, тогда разницу получат подписчики или кредиторы казны; это все-таки лучше, чем давать лишнюю наживу банкирам. Самостоятельная подписка на государственный заем имеет, однако, свои неудобства, состоящие в трудности для правительства верно взвесить все условия денежного рынка; без участия частных банкиров и в этом случае трудно обойтись, причем их роль должна быть чисто комиссионного характера. С другой стороны, при реализации займа через синдикат крупных капиталистов заем уступается иногда не той группе, которая предлагает более выгодные условия для казны, а той, которая соглашается на более крупные "комиссионные" расходы в пользу лиц, могущих повлиять на то или иное разрешение вопроса. Как на целесообразную форму заключения внутренних государственных займов, следует еще указать на существующую во Франции постоянную продажу ренты, совершающуюся путем записи в главную долговую книгу Франции и в 86 ее побочных книг в департаментах. Как внутренние, так и внешние государственные займы можно разделить на две группы — займы погашаемые и непогашаемые или рентные. Под первыми разумеются такие, при заключении которых государство берет на себя обязанность выплатить кредиторам весь капитальный долг в течение определенного срока, разом или по частям. По долгам второго рода государство обязывается уплачивать только проценты (ренту), оставляя за собой право погасить долг, когда признает это нужным и удобным, или скупкой ренты по биржевому курсу, или возвратом капитала по номинальной стоимости ренты. Рентные займы представляют высшую форму развития государственного кредита, можно сказать — специально государственную форму, которая не только не может быть допущена для частных компаний и пр., но не допускается и для местных общественных союзов даже в таких государствах, где преобладающей формой государственного кредита является рента. Во Франции, например, департаменты и города заключают обыкновенно займы, погашаемые в относительно короткие сроки-15, 20, 30, 50 лет; лишь в редких случаях допускаются займы на 60 или 75 лет. В настоящее время рентные займы в больших западноевропейских государствах — преобладающая форма. В Великобритании она давно уже получила преобладание; главная часть прусского государственного долга, именно 4% и 3% консолидированные займы, а также весь имперский долг Германии — рентные займы. Рентные долги могут быть подлежащими возврату (kü ndbare) или неподлежащими возврату (unkü ndbare). В последнем случае создаются так называемые вечные ренты. Погашаемые или срочные государственные займы, заключаемые посредством выпуска фондов, обыкновенно погашаются постепенным тиражом, с оплатой вышедших в тираж облигаций по их номинальной стоимости. При заключении погашаемых займов государство обыкновенно или устанавливает для погашения предельные сроки минимальный и максимальный (в С.-А. С. Штатах, напр., в 60-х гг. заключались займы с обязательством погашения их не ранее 5 лет и не позже 20), или определяет точный план погашения, с означением как срока, так и размера ежегодного погашения. При этом иногда выговаривается право воспользоваться досрочным погашением, а также свобода в выборе способов погашения — или путем тиража по номинальной цене обязательств, или путем покупки на бирже, если курс их стоит ниже pari. Особую форму погашаемых займов представляют срочные ренты (аннюитеты). Кредитор получает ежегодно определенную сумму, в которой заключается, вместе с процентами в тесном смысле, также и погашение, вследствие чего, с наступлением определенного момента, прекращается уплата ренты, за уничтожением долга. Срочные ренты бывают трех видов: срочные ренты с строго определенным сроком, в течение которого они уплачиваются, пожизненные ренты и тонтины. Тонтина состоит в том, что большее или меньшее число лиц, приблизительно одного возраста, для получения пожизненных рент, соединяются в группу, с тем, чтобы вся следующая этой группе сумма пожизненной ренты делилась между живыми участниками в тонтине. Таким образом, тот из ее членов, который переживет всех своих сотоварищей, получает ренту всецело, а с его смертью уплата ренты прекращается, т. е. окончательно погашается тонтинный долг. Срочные ренты представляют одну из ранних форм государственных долгов. К ним прибегают Англия и Франция еще в конце XVII ст. После английской революции 1688 г. правительство, за безуспешностью попыток заключить заем под обеспечение таможенных сборов и акцизов, обратилось к продаже пожизненных рент. В 1692-94 гг. казна получила таким образом 300 тыс. фн. стерл. и сверх того 1 млн. фн. стерл. тонтинами (во Франции тонтины введены в 1689 г. Людовиком XIV-м). При пожизненных рентах казна уплачивала с полученного капитала 14% на одного, 12% на двух и 10% на трех лиц. В 1694 г. впервые применяется в Англии система срочных рент. В 1695 г. вводятся долгосрочные аннюитеты на 96 лет. В XVIII ст. система аннюитетов соединяется с обыкновенной формой займов и служит средством их удешевления. Так, напр., в 1762 г. Англия заключает заем в 12 млн. фн. ст. al pari из 4%, но в добавление к этому кредиторы получают еще право на аннюитет в 1 фн. ст. за каждые 100 фн. в течение 96 лет. Курс, по которому заключаются государственные займы.Заключая заем, государство должно считаться с состоянием рынка и обычным средним ссудным процентом в стране. По большей обеспеченности помещения свободных капиталов в государственные займы, сравнительно со всеми другими, государство обыкновенно имеет возможность занимать деньги за процент сравнительно невысокий. При выпуске государственных фондов государство может предложить подписчикам на заем или покупателям облигаций процент или соответствующий господствующему в данное время, или более высокий, или, наконец, более низкий, например 5%, 6% или 4%. Понятно, что если при 5% подписка может состояться по номинальному курсу облигаций, т. е. сто за сто, то при 6% облигации могут быть с успехом выпущены выше pari, a при 4 % их придется уступить ниже номинальной цены. Каждый из этих способов имеет свои выгодные и невыгодные стороны. Положим, что государство в данное время может сделать заем по 4% al pari и тем не менее останавливается на 5% займе. По чисто арифметическому расчету, чтобы обеспечить подписчикам на капитал, помещаемый в заем, те же 4%, следовало бы за основание принять курс 125 руб. за 100, причем реализация займа, вместо 100 млн. номинальных, дала бы 125 млн. В действительности, однако, при таком приеме подписчики, давая за 100-рублевую облигацию 125 р., теряли бы часть капитала при погашении облигации по номинальному курсу. Поэтому в данном случае выпускной курс не может быть 125, а гораздо ниже, положим 105-110. Таким образом, государство получит 105-110 млн. и, уплачивая по ним 5 млн. процентов, будет платить не 4%, а 4,76%-4,54%. Выгадывая на возврате меньшего капитала, чем оно получило, государство теряет на ежегодном платеже процентов, и выгода часто не соответствует потере: даже при весьма высоком проценте курс не может быть значительно выше pari (особенно при рентном займе), вследствие опасения подписчиков, что государство скоро воспользуется своим правом возврата долга. Ввиду этого, практическое значение имеет лишь вопрос о том, что лучше — выпустить ли заем al pari, определив процент сообразно его действительной норме при данных условиях денежного рынка, или сделать заем за меньший процент, а следовательно — по более низкому курсу. Когда заем делается при исключительно неблагоприятных условиях денежного рынка, выгоднее заключить его аl pari. С улучшением условий курс облигаций займа повысится, а государство, делая конверсию (см.), ничего не потеряет, так как владельцы облигаций, несогласные на понижение процентов, должны будут получить только номинальную сумму долга. Иногда, с целью сделать заем более привлекательным для подписчиков и тем обеспечить успех подписки, правительство прибегает к займам с премиями или выигрышами. Лотерейные займы представляют одну из самых ранних форм государственного долгосрочного кредита. Ею пользовались в Англии в конце XVII в., еще ранее — в Голландии, в Австрии с конца прошлого столетия, в Пруссии — с начала нынешнего столетия. Сущность лотерейных займов заключается в том, что проценты на занятую сумму, целиком или частью, обращаются на выдачу более или менее значительных выигрышей; таким образом, лотерейные займы могут быть как беспроцентные, так и процентные. Благодаря расчету на выигрыш, государство всегда может сделать лотерейный заем из-за меньшего процента или реализовать его сравнительно по высшему курсу, чем при простых процентных займах. Тем не менее, лотерейные займы встречают в финансовой науке справедливое порицание. Они оказывают вредное влияние на народную нравственность и благосостояние, внося в жизнь элемент азарта, поощряя страсть к легкой наживе и игре, отвлекая население и капиталы от производительной деятельности. Азарт еще более усиливается при системе продажи промесс (явной или замаскированной, если она запрещается законом), т. е. продаже билетов на предстоящий тираж с правом получения выигрыша, если он упадет на условленный в промессе билет. Стоимость государственного К. в прежнее время и теперь. — В 1627 г. Франция должна была платить по краткосрочным займам от 15 до 20%. Голландия в XVII в. платила по своим займам 3-3,5%. Трехпроцентные английские бумаги стояли в 1737 г. по 107; курс таких же голландских в 1774 г.-110. В период 1793-1817 гг. по займам, заключенным в сумме 897 млн. фн. стерл. номинально, Англия получила 585 млн. фн. стер., т. е. 65%. Пятипроцентные французские бумаги имели такой курс:  

18-го брюмера (1799 г.). 11,3 за 100
При Наполеоне 60-70 " "
В ноябре 1822 г. (до войны с Испанией) 95 " "
В январе 1823 г. (когда решена была война с Испанией) 75,5 " "
В феврале 1824 г. (после счастливого окончания войны) 100 " "
В 1845 г. 116,5-122,9 " "
В период 1814-1847 гг. Франция на 3427 млн. фр. номинальных выручила в действительности 2629 млн. фр., т. е. по среднему курсу 77 за 100. Курс прусских фондов:  
Май 1813 г.

24,5 за 100

Май 1814 г.

50 за 100

Май 1815 г.

85 за 100

Май 1818 г.

64 за 100

Май 1839 г.

104 за 100

В 1818 г., принимая во внимание размер процентов и курс бумаг, проценты по государственным долгам определялись для Пруссии в 7,8-9,1% для Франции и России — несколько более 7%. Французские 4,5% займы заключались в 1885 г. по курсу 88 3/4, северо-германские 5% союзные займы в 1870 г. — по 88, венгерский 5% заем 1868 г. — по 57, русский 5% 1870 г. — по 79 за 100. После франко-прусской войны условия займов были таковы: 4% прусские консоли в конце 1876 г. стояли 94,9, в конце 1885 г.-104,1%. Русские 5% фонды в 1873 г. шли по 92, а в 1889 г. 4% выпускались по 91 3/4. На берлинской бирже государственные фонды различных стран котировались в 1886 г.  
8% парагвайские

18,0 за 100

7% японские

113, 0 за 100

5% греческие

78,6 за 100

5% уругвайские

46,4 за 100

5% перувианские

12,9 за 100

4% С.-А. С. Штатов

126,8 за 100

4% прусские

105,0 за 100

4% австрийские

89,8 за 100

4% венгерские

82,9 за 100

4% русские

81,8 за 100

3% французские

100 за 100

3% саксонские

90,5 за 100

3% румынские

54,3 за 100

3% венесуэльские

40,2 за 100

Германские имперские займы в среднем были выпущены:  

1877 г.

4%

по курсу 94,8

1878 г.

4%

по курсу 96,5

1879 г.

4%

по курсу 98,1

1880 г.

4%

по курсу 101,3

1881 г.

4%

по курсу 101,5

1882 г.

4%

по курсу 102,2

1883 г.

4%

по курсу 103,4

1884 г.

4%

по курсу 104,8

1885 г.

3,5%

по курсу 100,6

1886 г.

3,5%

по курсу 98,7

1887 г.

3,5%

по курсу 99,7

1888 г.

3,5%

по курсу 102,6

1889 г.

3,5%

по курсу 97,9

1890/92 г.

3%

по курсу 84,6
К. государственный в Poccиu. До второй половины XVIII в. чрезвычайными ресурсами для русского правительства служили преимущественно реквизиции или принудительные займы и лишь отчасти добровольные займы у монастырей и частных лиц, на весьма тяжелых условиях. При Екатерине II начинается система организованного государственного К., просуществовавшая без коренных изменений до эпохи великих реформ Александра II и передавшая многие существенные элементы в наследство даже нашему времени. С учреждением (1 7 73-86) целого ряда казенных кредитных учреждений, государственный К. сложился в три основные формы: выпуск бумажных денег (ассигнаций; см.), внешние долгосрочные займы и внутренний К. в виде позаимствований частных вкладов, вносимых в казенные банки (заемный банк, сохранная казна, приказы общественного призрения). Первый внешний заем был заключен в 1769 г., вслед за первым выпуском ассигнаций. За ним последовал целый ряд займов, которые заключались главным образом у голландских банкиров (более всего у Гопе и К 0). Прямого обращения правительства к публике не делалось; правительство выдавало свои облигации на имя банкира, у которого заключался заем, на сумму не менее полумиллиона гульденов по каждой облигации; затем банкир уже от себя выпускал более мелкие облигации, за подписью русского уполномоченного, удостоверявшего, что данные облигации обеспечиваются русским правительством и что бумаг будет выпущено только на сумму облигаций. К концу царствования Екатерины II общая сумма долгов составляла 62 млн. гульденов, или по тогдашнему курсу — около 41,5 млн. руб.; из них большая часть была заключена по 5% (32,5 млн. гульд.), затем по 4,5% (18 млн.) и, наконец, по 4% (6 млн. гульд.). Куртаж банкирам уплачивался в размере 6,5%. Внутренний государственный кредит при Екатерине II носил на себе преимущественно характер принудительного и выражался в долгах подрядчикам (свыше 17,5 млн. руб.) и в позаимствованиях из частных вкладов в казенные кредитные учреждения (в 1798 г. за государственным казначейством числилось такого долга более 7 млн. руб.). Общий итог государственных долгов к концу царствования Екатерины II определился приблизительно в 215 млн. руб. 7 января 1797 г. Павлу I была представлена записка о всех государственных долгах, как внешних, так и внутренних, в которой предполагалось откладывать ежегодно на погашение внешнего долга по 6 млн. руб. Комитет уполномоченных, которому было поручено составление плана погашения внешнего долга, рассчитывал закончить эту операцию не позже 1809 г. Указом 27 февраля 1797 г. было повелено привести в исполнение выработанный комитетом план; но уже в 1798 г. пришлось, вместо погашения, думать о новых кредитных операциях; была сделана пересрочка старых долгов, приняты в казну долги прежнего короля польского, польской республики и пр. Все голландские долги, в сумме 88,3 млн. гульд., переведены на банкиров Гопе, с установлением 6% роста, а для тех из них, по которым ранее платили 4 или 4,5% — роста в 5%. В 1800 г. была сделана слабая попытка к погашению, путем скупки облигаций голландского займа на 1277 тыс. гульденов. Царствование Павла I и в особенности первое десятилетие царствования Александра I (наполеоновские войны) ознаменовались быстрым ростом государственного долга России. В 1810 г., по сведениям департамента государственной экономии государственного совета, состояло внешнего долга 82,6 млн. гульд. (по курсу того времени 148,7 млн. руб.), долга казначейства заемному банку-42,9 млн. руб., сохранным казнам воспитательных домов-43,2 млн. руб., уделам-20,7 млн. руб. и, наконец, внутренний заем (заключенный указом 25 марта 1809 г.)-3,06 млн. руб.; сверх того ассигнаций было в обращении на 577 млн. руб. 27 мая 1810 г. была учреждена комиссия погашения государственных долгов (см.) и открыт внутренний "публичный" заем, для извлечения ассигнаций из обращения; но вследствие новых войн, общая сумма государственного долга возросла с 1810 по 1817 г. на 385 млн. руб. В 1817 г., по мысли гр. Гурьева (см.), преобразовывается комиссия погашения государственных долгов, в заведование которой передаются все обороты по государственным долгам, а для высшего наблюдения за нею учреждается совет государственных кредитных установлений. Для решения важнейших финансовых вопросов продолжал существовать (действующий и по настоящее время) образованный в эпоху войны 12-го года секретный комитет финансов, из весьма ограниченного числа высших сановников. В промежуток времени между 1817 и 1823 г. цифра неотвержденных займов понизилась с 906 до 673 млн. руб., но весь государственный долг увеличился на 143 млн. р. (с 120 9 млн. до 1345 млн. руб.). С переходом управления русскими финансами в руки Канкрина (см.) замечается умеренное пользование консолидированными займами; тем не менее чрезвычайные расходы по персидской войне 1827 г., по турецкой 1828-29 гг. и по усмирению польского восстания 1831 г. требовали так много средств, что нельзя было обойтись без сильного роста государственных долгов. Внешний заем 1828 г. был реализован Канкриным по курсу 95,09; заем 1831 г. пришлось реализовать уже по 79,31 за сто, а четвертый 5% заем 1832 г. (после усмирения польского восстания) — по 87,02. Все эти три займа, на нарицательную сумму 229 млн. руб. ассиг., дали правительству 200 млн., т. е. средний курс реализации определился в 87,33 за сто. В виду таких результатов, гр. Канкрин сосредоточил свое внимание на неотвержденных долгах, как ресурсе для покрытия чрезвычайных финансовых нужд. Уже в период 1828-31 гг. из государственного заемного банка было сделано позаимствований на нужды государственного казначейства на сумму 106 млн. руб. С 1 832 г. по 1842 г. позаимствовано у казенных банков 321,1 млн. руб. Кроме того, были делаемы "позаимствования из оборотного капитала комиссии погашения государственных долгов", т. е. обращаемы на текущие расходы суммы, ассигнованные по сметам на погашение долгов. В 1840 г. гр. Канкриным был заключен первый 4% заем "для возмещения государственному казначейству запасных сумм, употребленных на разные предметы в продолжение многих лет". Этот заем, на номинальную сумму 25 млн. руб. метал., был реализован банкирами Гопе и К. по курсу 86,41 за сто. В 1842 г. сделан был второй 4% заем на 8 млн. руб. сер., на постройку Николаевской жел. дороги. Реализация этого займа была возложена на петербургский банкирский дом барона Штиглица и дала 90,41 за сто. Для постройки той же дороги в 183-47 гг. были заключены, через посредство банкирского дома бар. Штиглица, третий (8 млн. руб. сер.), четвертый (12 млн. р. сер.) и пятый (14 млн. р. сер.) 4% займы, причем курс реализации был: 91,57%, 92,25% и 90,37%. Успех этих займов объясняется отсутствием войн в относительно длинный период времени, производительностью цели, для которой заключены были займы, и сравнительно небольшими их размерами. В 1843 г., перед оставлением гр. Канкриным министерства финансов, государственного долга состояло:  
  По расчету на ассигнации. По расчету на серебро.
Ассигнаций 595,8 млн. руб. 170,2
Позаимств. у банков. 402,9 млн. руб. 115,1
Позаимств. капиталов погаш. долгов. 86,6 млн. руб. 24,8
Серий 102,0 млн. руб. 29,1
Итого неотвержд. долг. 1187,3 млн. руб. 339,2
Консолидирован. долг. 862,1 млн. руб. 246,3
Всего государств. долг. 2049,4 млн. руб. 586,6
Серии в первый раз были выпущены в 1831 г. с целью служить государственному казначейству временным преходящим ресурсом, и должны были подлежать быстрому погашению; в действительности они обратились в одну из форм постоянного долга. Выпуски их следовали один за другим, а погашение производилось в ничтожных размерах. Глубокие следы в области государственного кредита и финансов оставила крымская война. Трудность правильных долгосрочных займов заставила правительство с тем большей настойчивостью опираться на неотвержденные долги. Усиленный выпуск кред. билетов (см.), с приостановлением их размена, и позаимствования из казенных банков сделали в этот период огромный шаг вперед; сумма последних с 291 млн. руб. накануне крымской войны поднялась, к началу 1858 г., до 509,9 млн. руб. Общая сумма государственного долга составила к этому времени 1759,1 млн. руб., из которых 1395,3 млн. руб. было неотвержденных долгов. В это время наступил банковый кризис 1857-59 гг., который изменил состав государственных долгов и привел к ликвидации старых кредитных учреждений. При быстром востребовании вкладов из казенных банков, государственное казначейство вынуждено было прийти к ним на помощь, отчасти из общих бюджетных средств, отчасти из сумм, вырученных от займов, отчасти путем выпуска кредитных билетов. Из всех этих источников на возврат вкладов было истрачено 194,7 млн. руб. Но этого оказалось мало. Тогда правительство решило большую часть невостребованных еще вкладов консолидировать. Для консолидации казенных позаимствований были выпущены 4% непрерывно-доходные билеты на 147 миллионов рублей; по вечным вкладам на сумму 288,5 млн. руб. казначейство приняло на себя обязательство производить срочные платежи; для консолидации вкладов, розданных частным заемщикам, были выпущены 5% банковые билеты 1-го выпуска на 277,5 млн. руб. Период 1862-66 гг., особенно неблагоприятный для русского государственного К., открывается крупным седьмым 5% металлическим займом на 15 млн. фн. стерл. или 94,3 млн. руб. метал., реализованным по 91 за сто. Этот заем был заключен в видах восстановления металлического обращения (см. Кредитные билеты), но большая часть средств, из него вырученных, пошла на покрытие бюджетных дефицитов. Это обстоятельство, в связи с польским восстанием 1863 г., оказало угнетающее влияние на наш кредит. Англо-голландские 5% займы 1864 и 1866 гг. в общей сложности были реализованы только по 83 3/4 за сто. Приходилось обратиться к внутренним займам, в это время еще непривычным для русского общества. Надеяться на успех было трудно, как свидетельствовала низкая реализация помещиками выкупных свидетельств (60, в лучших случаях 75-80 за сто), отсюда, рядом с выпуском бумажных денег и серий (которых в 1862-66 гг. прибавилось, к существовавшим уже на 120 млн. руб., еще на 96 млн. руб.), новый вид займов-5% займы с выигрышами: первый заем 1864 г. и второй 1866 г., на 100 млн. рублей каждый. Подписка на первый внутренний заем с выигрышами превзошла на 15 млн. требуемую сумму, но дала только 98,6 млн. за 100 млн. номинальных (по реализации действительный процент определяется в 5,7). Второй заем с выигрышами 1866 г. правительство реализовало прямо продажей билетов из государственного банка, по курсу 107,65 за сто. В период 1867-1875 гг. обнаруживается значительное улучшение русских финансов. К 1 января 1870 г., считая на кредитную валюту, сумма долгов была 1406,7 млн. руб., а к 1 января 1876 г.-1352,7 млн. руб. (не считая долгов железнодорожных). Второй выпуск консолидированных облигаций, в 1871 г., был реализован по 79 за сто, третий-87,40, четвертый, 1873 г.-91,65, пятый, 1875 г., уже не 5%, а 4% — по 90 за сто, причем курс 5% облигаций поднялся до al pari. Чрезвычайные военные расходы, начавшиеся с 1876 г., вынуждают опять к временным выпускам кредитных билетов и к заключению огромных внутренних займов. В период 1876-81 гг. два выпуска банковых билетов и три восточных займа составили, номинально, миллиард руб., доставив в государственное казначейство 901,6 млн. руб. По сведениям, разработанным в "Ежегоднике русских кредитных учреждений" (вып. III, 1883 г.), к началу 1880 г. общий итог государственных процентных и беспроцентных долгов Российской империи составлял 1040,3 млн. руб. метал. и 3117,2 млн. руб. кредитных, а с переложением металлических рублей (по курсу 31 декабря 1879 г., 1 руб. 52 к. кред. за 1 р. мет.) в кредитные-4698,5 млн. р. кредитных. Этот долг образовался как результат 65 займов, из которых 26 внешних и 39 внутренних. В действительности государству приходилось в среднем платить по внутренним займам 5,34%, по внешним-5,75%. Таким образом наши процентные внутренние займы, обыкновенно на кредитный рубль, оказываются выгоднее внешних, заключаемых всегда на металлическую валюту. С точки зрения ближайших целей или потребностей, из-за которых образовался наш государственный долг, в "Ежегоднике русских кредитных учреждений" все займы сведены в четыре группы: 1) займы для усиления средств государственного казначейства, вследствие военных расходов и на покрытие дефицитов (2472,8 млн. руб.), 2) займы для отверждения или консолидации текущего долга (488,8 млн. руб.), 3) займы для специальных целей — железнодорожные займы (796,8 млн. руб.) и для выкупной операции (496,1 млн. руб.) и 4) займы, заключенные для разных целей (6 млн. руб.). 12 займов, составляющие 27% общей суммы долга, имели специальное покрытие; они обеспечены платежами заемщиков бывших кредитных установлений, выкупными платежами крестьян и взносами железнодорожных обществ. 11 ноября 1883 г. была предложена к продаже шестипроцентная непрерывно-доходная рента, всего на номинальную сумму 50 млн. руб. золотом, по курсу 98 руб. за каждые 100 руб. Этот заем, кроме своего рентного характера, отличается от прежних еще и тем, что по месту первоначальной продажи рент он является внутренним займом, хотя в основу его положена металлическая валюта, а не кредитный рубль. На аналогичных условиях (по указу 8 июня 1884 г.) разрешено было выпустить золотую 5% ренту на сумму 20 млн. метал. рубл. (по курсу 88,25). На основании того же указа 8 июня 1884 г. было решено выпустить также 5% непрерывно-доходную ренту, в кредитной валюте, на сумму 25 млн. руб., а также сделать еще три выпуска золотой 5% ренты, в 1885, 1886 и 1887 гг., по 36 мил. рубл. каждая. 5% ренты не были, впрочем, выпущены в обращение, а остались в "портфеле" государственного банка, впредь до принятия мер к изъятию кредитных билетов временного выпуска. К началу 1887 г. непогашенных процентных займов было 55, в том числе 26 метал. Общий итог процентных долгов, включая выкупные бумаги и 5% банковые билеты 1-го выпуска, простирался на сумму 1352984400 руб. металлических и 2672609093 кредитных рублей. На погашение в 1887 г. назначено было 11243433 мет. руб. и 32704155 кредитных, не считая комиссионных (провизии) банкиров. Из внутренних займов, заключенных в 80-х годах на кредитную валюту, заслуживает внимания по способу реализации единовременный выпуск закладных с выигрышами листов государственного дворянского земельного банка, на нарицательную сумму 80 млн. руб., всего 800 тыс. листов по 100 руб. каждый (см. Банки). Для реализации займа остановились на курсе в 215 руб., руководствуясь тем, что билеты первого выигр. займа стоили в то время около 265 рублей, а второго — около 245 рублей. При этом было упущено из виду, что огромная часть билетов прежних займов с выигрышами была размещена в "крепких руках" и действительным "товаром" на бирже являлась лишь остальная, относительно небольшая часть, чем и обусловливалась высокая цена билетов. Выпуск новых 8 00 тыс. билетов с выигрышами увеличивал во много раз свободное количество этого товара на бирже, а естественный спрос при этом оставался приблизительно тот же самый. При таких условиях неизбежно должно было явиться и падение курса прежних займов, и соответственное понижение курса билетов нового займа, тотчас за выяснением действительного соотношения между спросом и предложением. Тем не менее большая разница между ценой реализации новых билетов и курсовой ценой прежних представляла соблазнительную почву для спекулятивных расчетов, особенно ввиду условий, благоприятных для спекуляции. Так, не говоря уже о весьма льготной рассрочке взносов по займу, министерство финансов допускало при подписке прием задатков не только деньгами или процентными бумагами, принимаемыми в залог государственным банком, но и чеками на истребование процентных бумаг, обеспечивающих специальный текущий счет подписчика в учреждении, принимающем подписку. Мало этого: государственный банк одновременно с подпиской открыл под временные свидетельства на закладные листы ссуды в размере 75% произведенной оплаты, из 4% годовых, т. е. на таких льготных условиях, на которых он не выдавал ссуд под залог других ценных бумаг. Другими словами, открыв подписку на дворянский заем, финансовое управление в то же время щедрой рукой предложило спекулянтам и средства для подписки. Неудивительно, что успех займа превзошел ожидания. Подписалось 258200 лиц на 26 миллионов листов, в сумме 5622 млн. руб., т. е. подписка превысила сумму займа в 32,7 раза, причем из всей этой суммы на Петербург приходилось 91%. Расчет спекуляторов оказался ошибочным. Огромное количество выпущенных билетов осталось за банками и крупными финансистами, а косвенно — на плечах государственного банка, которому приходилось, для искусственной поддержки курса, удлинять сроки окончательной оплаты билетов, вместе с льготными 4% ссудами под залог их. Резкое падение курса билетов прежних займов было чувствительной потерей для тех, кто купил их по высокому курсу, а затем много потеряли и подписчики-неспекулянты, заплатившие 215 р. за бумагу, ценность которой оказалась на самом деле гораздо более низкой. В период 1889-94 гг. развитие госуд. долгов в России находится в тесной связи с целым рядом конверсионных операций (см. Конверсии). Состояние русского госуд. долга к 1 января 1894 г., по отчету государственного контроля. Оставалось непогашенных государственных долгов.  
  Срочных Бессрочных Всего
тысяч рублей.
На общегосударственные потребности зол. 501437 172159 673596
кред. 1638423 961713 2600136
По облигациям выкупленных казною железных дорог зол. 185543 " 185543
кред. 45538 " 45538
По консолидированным облигациям железных дорог зол. 841849 " 841849
кред. 149600 " 149600
По специальным займам выкупн. операций кред. 483600 " 483629
Всего зол. 1528829 172160 1700989
кред. 2317181 961713 2278894
а по переложении метал. займов в кредитную валюту (по курсу 1 руб. 50 коп. кред. за 1 руб. зол.):  
срочных

4610425 тыс. руб.

бессрочных

1219952 тыс. руб.

 

5830374 тыс. руб.

(на 302967 тыс. руб. более против состояния государственных долгов к началу предыдущего года). Л. Х. ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТА к 1 января 1895 г. (в 1000 руб.).

Определение слова «Кредит» по БСЭ:
Кредит - Кредит (от лат. creditum - ссуда, долг)
экономические отношения между различными лицами, социальными группами и государствами, возникающие при передаче стоимости во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента. Для докапиталистических формаций был типичен ростовщический К., при котором ростовщики предоставляли ссуды либо мелким производителям (крестьянам и ремесленникам), либо рабовладельцам и феодалам (см. Ростовщический капитал). По ссудам взимались чрезвычайно высокие проценты, и К. обычно использовался непроизводительно. Ростовщич. К. усиливал эксплуатацию заёмщиков кредиторами и способствовал разрушению докапиталистических форм производства. Хотя ростовщичество характерно для докапиталистических формаций, оно продолжает существовать и при капитализме. Особенно широко оно распространено в колониальных странах и странах, недавно освободившихся от колониального гнёта.
В начале 60-х гг. 20 в. в Индии общая сумма задолженности крестьян ростовщикам (натуральные и денежные долги) оценивалась в 18 млрд. рупий. При капитализме К. представляет собой движение ссудного капитала и выражает: а) непосредственно - отношения между денежными (ссудными) и функционирующими (промышленными и торговыми) капиталистами; б) в конечном счёте - отношения эксплуатации между классом капиталистов и классом наёмных рабочих, поскольку источником ссудного Процента служит Прибавочная стоимость, созданная наёмными рабочими, а через взимание процентов ссудные капиталисты участвуют с промышленными и торговыми капиталистами в эксплуатации наёмного труда. При ростовщическом. К. ссуженные деньги выступали как капитал (ростовщический) только для кредиторов, в руках заёмщиков они служили лишь покупательными и платёжными средствами. При капиталистическом К. ссуженные деньги служат капиталом как для кредиторов, так и для заёмщиков, поскольку последние используют их для вложений в капиталистические предприятия.
В процессе кругооборота капитала неизбежно образуются временно свободные денежные капиталы. В то же время у промышленных и торговых капиталистов для расширения предприятий периодически возникает потребность в добавочных суммах, которые превышают их собственные средства. При помощи К. денежные капиталы, высвободившиеся временно у одних капиталистов, передаются в руки других, и тем самым разрешается противоречие между временным высвобождением части совокупного капитала в виде празднолежащих денег и природой капитала как стоимости, находящейся в непрерывном движении и приносящей прибавочную стоимость.
Главными формами капиталистического К. являются коммерческий К. и банкирский К. Участниками коммерческого К. выступают функционирующие (промышленные и торговые) капиталисты, которые продают друг другу товары в К., т.е. с отсрочкой платежа; орудием коммерческого К. служат векселя. Объект этого К. - капитал в товарной форме, причём кредитная сделка сопровождает сделку купли-продажи. Динамика коммерческого К. параллельна динамике действительного капитала, функционирующего в производстве и товарообороте: с ростом производства и товарооборота увеличивается коммерческий К. и наоборот. Банкирский К., в отличие от коммерческого, есть отношение между денежным (ссудным) и функционирующим капиталистом: кредитором выступает денежный, а заёмщиком функционирующий капиталист.
Объектом банкирского К. служит не товарный, а денежно-ссудный капитал, обособившийся от промышленного и торгового капитала. Кредитная сделка не сопровождает сделку купли-продажи, а представляет собой самостоятельный акт, посредством которого осуществляется движение ссудного капитала. Банкирский К. имеет специфическую динамику, которая не совпадает с динамикой действительного капитала. Например, в периоды кризисов при сокращении производства возрастает спрос на банкирский К. Коммерческий К. предоставляют непосредственно одни функционирующие капиталисты другим, при банкирском же К. обычно в качестве посредников между действительными кредиторами (денежными капиталистами) и действительными заёмщиками (функционирующими капиталистами) выступают Банки, банкирский К. принимает форму банковского К. (см. Кредит банковский, Кредит коммерческий, Кредит долгосрочный, Кредит краткосрочный, Кредит коммунальный, Кредит ипотечный, Кредит международный, Кредит потребительский).
В капиталистическом хозяйстве К. играет важную, притом двойственную роль. Он обслуживает капиталистическое воспроизводство и ускоряет его рост и в то же время углубляет и обостряет присущие капитализму противоречия. К. необходим капитализму прежде всего как эластичный механизм переливания капиталов из одних отраслей в другие и уравнения нормы прибыли. Он в большой мере способствует экономии денег, увеличивая скорость их обращения, широко развивая систему безналичных расчётов и замещая в обращении металлические деньги кредитными (банковскими билетами (См. Банковские билеты), векселями, Чеками и т. д.). Развитие К. ускоряет реализацию товаров и тем самым содействует уменьшению товарных запасов. Сокращая издержки обращения, К. ведёт к уменьшению доли денежного и товарного капитала и к росту доли производительного капитала, что увеличивает массу и норму прибыли для класса капиталистов.
Важную роль К. играет в централизации капитала: во-первых, он усиливает позиции крупного капитала в конкурентной борьбе с мелким; во-вторых, с его развитием тесно связан рост акционерных обществ (см. Акционерное общество). К. усиливает также концентрацию и накопление капитала, которые ведут к повышению степени эксплуатации рабочих. Благодаря К. источником накопления капитала становятся также денежные сбережения и доходы некапиталистических классов и слоев общества, хранящиеся в банках и сберкассах. Однако, ускоряя развитие капитализма, К. одновременно углубляет его основное противоречие: между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Предоставляемый рабочим как потребителям и оплачиваемый высокими процентами капиталистического К. усиливает эксплуатацию, образуя вторичную форму эксплуатации, которая дополняет первичную форму, осуществляемую капиталистами в процессе производства. К. форсирует рост производства в периоды промышленных подъёмов и тем самым усиливает перепроизводство и углубляет экономические кризисы.
В эпоху империализма в сфере К. возникает ряд новых явлений: укрупнение и высокая концентрация К., на базе которой происходит монополизация К., удлинение сроков К., огосударствление его значительной части, превращение К. в важное орудие государствнного монополистического капитализма. По мере концентрации производства, достигшей при империализме новой ступени, возрастают потребности капиталистических предприятий в К. и увеличиваются размеры К. на одно предприятие. Технический прогресс ведёт к изменению структуры промышленного капитала - росту органического строения капитала и повышению доли основного капитала, а вложения в основной капитал в значительной мере обслуживаются долгосрочным К., роль и объём которого повышаются.
В условиях империализма происходит монополизация К.: с одной стороны, всё большая часть кредитных ресурсов сосредоточивается в немногих крупных банках; с другой стороны, всё большая доля К. используется монополизированным капиталом, что усиливает его позиции в конкурентной борьбе с немонополизированными предприятиями. С перерастанием монополистического капитализма в государственно-монополистический связаны процессы усиления роли государства в сфере К. Всё возрастающая масса кредитных ресурсов используется буржуазным государством. Растет Государственный долг. Государственное регулирование К. превращается в составную часть государственно-монополистического регулирования экономики. Кредитная система всё более огосударствливается (см. Кредитные реформы).
Благодаря концентрации и монополизации К. стала возможной огромная концентрация капиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отраслях экономики. К. играет важную роль в поддержании высокой нормы накопления, характерной для большинства промышленно развитых стран в 50-60-х гг. 20 в.
Ускоряя рост производительных сил капитализма и развитие крупной машинной индустрии, К. тем самым содействует подготовке материальных условий, необходимых для перехода от капитализма к социализму. Созданная при капитализме банковская система служит тем аппаратом, который после победы пролетарской революции используется в качестве мощного рычага социалистического строительства.
Буржуазные теории К. выражают взгляды буржуазных экономистов на сущность К., его роль и задачи в процессе капиталистического воспроизводства. Основные буржуазные теории К.: натуралистическая и капиталотворческая.
Натуралистическая теория К., создателями которой были классики буржуазной политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, получила распространение в 19 в. Она отождествляла ссудный капитал с реальным (воплощенным в средствах производства и товарах) и признавала за К. незначительную роль в экономической жизни общества, видя в нём только способ передачи вещественных благ (в первую очередь средств производства) из одних рук в другие. Для своего времени натуралистическая теория К. была прогрессивной: она подчёркивала зависимость К. от производства. Главный её недостаток, вскрытый К. Марксом, заключается в непонимании её сторонниками своеобразия ссудного капитала как особой экономической категории, которая не сводится ни к деньгам, ни к действительному капиталу и имеет своё специфическое движение. Кроме того, сторонники этой теории недооценивали роль К. в накоплении и централизации капитала и, следовательно, в ускорении роста капиталистического производства. Натуралистическая теория К. была воспринята некоторыми вульгарными экономистами 19 в. (Ж. Б. Сей, Дж. Мак-Куллох и др.).
Родоначальники капиталотворческой теории К. английские экономисты Дж. Ло (18 в.) и Г. Маклеод (19 в.) считали К. двигателем роста производства. К. отождествлялся с деньгами и капиталом, ему приписывалась решающая роль в увеличении национального богатства. Коренной порок такого взгляда - вера в чудодейственную силу К., отрываемого от производства. В действительности, как доказал К. Маркс, К. базируется на производстве и сам по себе не является капиталом, хотя К. и банки активно содействуют функционированию и развитию капиталистического производства. В 20 в. эта теория в связи с развитием банковского дела и активным внедрением банков в промышленность стала господствующей. Её главные представители - немецкие экономисты И. Шумпетер и А. Ган видели в К. решающий фактор индустриального развития общества и считали, что банки обладают способностью безграничного кредитования, якобы умножающего блага. Капиталотворческая теория К. ошибочна по существу и проникнута буржуазной апологетикой, т. к. провозглашает идею вечного процветания капитализма посредством бесконечной экспансии К.
В период общего кризиса капитализма учение о капиталотворческой роли К. сочетается с выдвинутой Дж. Кейнсом идеей регулирования государством и центральным банком страны бесперебойного роста капиталистического производства.
Э. Я. Брегель.
При социализме К. выражает экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения денежных средств. Материальным выражением этого процесса является образование общегосударственного ссудного фонда с последующим использованием ресурсов этого фонда для временного увеличения оборотных средств и расширения основных фондов социалистических предприятий и организаций.
Кредитные отношения в социалистическом хозяйстве складываются только в форме банковского К. Коммерческий К., оказываемый одними предприятиями другим, существовал в переходный от капитализма к социализму период в СССР и ряде др. социалистических стран.
Потребность в К. постоянно возникает в процессе производства и обращения товаров. Во-первых, К. необходим тем предприятиям, которые создают сезонные запасы материальных ценностей или осуществляют сезонные производственные затраты. Использование собственных оборотных средств в этих случаях экономически нецелесообразно. Во-вторых, в К. нуждаются те предприятия, у которых в процессе кругооборота основных и оборотных фондов возникают нарушения ритмичности в поступлении денежной выручки за реализованную продукцию и в платежах. В-третьих, потребность в К. возникает в процессе безналичных денежных расчётов между поставщиками и покупателями товаров. С момента отгрузки или передачи товара покупателю и до получения денег за этот товар проходит некоторый период времени и для обеспечения выполнения производственных планов поставщики должны пользоваться банковским кредитом. В-четвёртых, в К. нуждаются действующие предприятия для осуществления капитальных затрат, поскольку долгосрочное кредитование этих затрат создаёт больше возможностей для повышения эффективности использования основных производственных фондов и укрепления хозрасчёта.
Источниками К. при социализме являются денежные средства, передаваемые на хранение банкам, которые используют их для кредитования народного хозяйства. К источникам К. относятся: а) денежные средства социалистических предприятий и организаций, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота производственных фондов и фондов обращения; б) денежные фонды целевого назначения (фонд развития производства у промышленных предприятий, фонд материального поощрения, неделимые фонды колхозов и т. д.); в) средства государственного бюджета, образующиеся за счёт постоянного ежегодного превышения доходов бюджета над его расходами и появления временно свободных денежных средств; г) специальные фонды банков, образуемые за счёт бюджетных ассигнований (фонд для кредитования капитальных затрат действующих промышленных предприятий, фонд кредитования колхозов и т. д.); д) вклады населения в сберегательные кассы и банки; е) собственные денежные фонды банков и банковская прибыль, образующаяся в основном в результате превышения суммы полученных процентов над суммой уплаченных процентов.
Кредитование предприятий и организаций осуществляется в социалистическом обществе банками. В СССР К. народному хозяйству предоставляют 3 банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк. Банки обеспечивают наиболее полную аккумуляцию и планомерное распределение кредитных ресурсов И вместе с тем контролируют их эффективное использование в производстве и обращении.
Планомерное использование К. организуется в соответствии с кредитными планами банков, которые, с одной стороны, определяют объём и направление банковских ссуд, а с другой - необходимые для этого денежные ресурсы. Кредитные планы банков СССР и банков др. социалистических стран тесно увязаны с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, с планами товарооборота, государственным бюджетом и др. звеньями народно-хозяйственного плана, К. в социалистическом хозяйстве играет важную роль. Он способствует ускорению оборота материальных ценностей и денежных средств. Предоставляя ссуды, которые по своему характеру являются целевыми, банк удовлетворяет нужды предприятий в дополнительных денежных средствах и тем самым создаёт условия для ускорения оборота производственных фондов и фондов обращения.
Развитие К. содействует укреплению хозрасчёта, сокращению издержек производства и обращения и росту рентабельности социалистических предприятий и организаций. Поскольку К. является возвратным и предоставляется на строго определенный срок, он стимулирует экономически целесообразное использование денежных средств и улучшение организации производства и обращения. Платность К., взимание банками процентов по ссудам усиливает материальную заинтересованность предприятий и организаций в экономии заёмных средств, в ускорении их оборота, что, в конечном счёте, приводит к укреплению хозрасчёта.
К. способствует рациональному и экономически эффективному использованию денежных средств на капитальные затраты. Применение метода долгосрочного кредитования капитальных затрат повышает ответственность предприятий за правильность и экономическую целесообразность использования заимствованных средств и за своевременность возврата банковского К.
Благодаря развитию К. укрепляются экономические связи между промышленностью и сельское хозяйством. Он является одним из важнейших факторов, учитываемых при планировании денежного обращения.
Наконец, К. создаёт благоприятные условия для развития внешних экономических связей. Он позволяет осуществлять импорт товаров при пассивном торговом балансе и тем самым устраняет необходимость использования золота при расчётах. К. способствует также увеличению экспорта товаров, укреплению сложившихся и созданию новых рынков сбыта для товаров социалистических стран. К. является также важным фактором дальнейшего углубления социалистической экономической интеграции. Развитие экономики социалистических стран сопровождается повышением роли К. в процессе расширенного воспроизводства. Возрастание его роли происходит по трём главным направлениям.
Во-первых, увеличивается удельный вес К. в общей сумме оборотных средств, что объясняется в основном двумя причинами: развитием системы кредитования по принципу долевого участия и расширением предоставления платёжных К. После проведения в 1930-32 кредитной реформы в СССР объектами К. являлись сверхнормативные остатки материальных ценностей и сезонные производственные затраты. Начиная с 1933 банковский К. стал участвовать в формировании нормируемых запасов материальных ценностей. Широкое развитие получил т. н. платёжный К., предоставляемый предприятиям-покупателям, когда у последних вследствие временных финансовых затруднений нет денег для немедленной оплаты счетов поставщиков. С развитием системы Краткосрочного кредитования повысилась доля заёмных оборотных средств в общей сумме оборотных средств государственнных и кооперативных (кроме колхозов) предприятий и организаций. В 1970 доля заёмных оборотных средств была равна 45,9%, в то время как в середине 30-х гг. она составляла немногим более 25%.
Во-вторых, значительно расширяется использование К. в капитальных вложениях в промышленность. До 1966 основные суммы К. на капитальные затраты предоставлялись колхозам и др. кооперативным предприятиям и лишь в незначительной части - государственным промышленным предприятиям. С началом проведения хозяйственной реформы (с 1966) систематически повышается доля долгосрочного К. в общей сумме денежных средств, направляемых на капитальные вложения. Капитальные затраты на реконструкцию и расширение промышленных предприятий, а также на внедрение новой техники производятся за счёт собственных накоплений, амортизационных отчислений, а также долгосрочного банковского К. В связи с переводом совхозов на полный хозрасчёт источниками капитальных вложений выступают собственные средства совхозов и банковский К.
В-третьих, повышается значение К.в международных экономических отношениях социалистических стран. Система двухсторонних кредитных отношений дополняется системой многостороннего быстро развивающегося К., для организации которого создан специальный международный институт (см. Международный инвестиционный банк). Расширяются кредитные связи между социалистическими и развивающимися странами. К., предоставляемые развивающимся странам, являются мощным средством индустриализации этих стран и укрепления их экономической независимости. Расширяется система кредитных отношений социалистических стран с развитыми капиталистическими странами. В начале 70-х гг. нашла широкое распространение практика заключения компенсационных сделок социалистических стран с капиталистическими, при которых получаемые социалистическими странами К. (в форме привлечения денежных средств, оборудования, технического опыта из-за рубежа) впоследствии должны погашаться частью продукции, которая будет производиться на вновь созданных предприятиях. Это позволит ускорить выполнение перспективных экономических планов, резко расширить производственные мощности ряда отраслей и производств.
Роль К. как экономического стимулятора постоянно возрастает, в связи с чем усиливается воздействие финансовых и банковских органов на мобилизацию резервов производства и повышение его эффективности. Шире используется финансово-кредитный механизм в целях ускорения технического прогресса и интенсификации производства.
В. С. Геращенко.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, отдел V, гл. 21-36, Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1 и 2; Ленин В. И. Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы «кустарной» промышленности , Полн. собр. соч. , 5 изд. т. 2 разд. 8; его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3, с. 175-79; его же, Из экономической жизни России, там же, т. 6; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма , гл. 2-4, там же, т. 27 ; его же , Удержат ли большевики государственную власть? там же, т. 34-его же, Тезисы банковой политики, там же, т. 36: Трахтенберг И. А., Современный кредит и его организация, 2 изд., М.-Л., 1931; его же, Кредитно-денежная система капитализма, М., 1948; его же, Денежное обращение и кредит капиталистических стран, 3 изд., М., 1973; Атлас М. С., Развитие банковских систем стран социализма, [М.],1967; Бортник М. Ю., Денежное обращение и кредит капиталистических стран, М.,1967; Аникин А. В. Кредитная система современного капитализма, М., 1964: Шенаев В. Н., Банки и кредит в системе финансового капитала ФРГ, М., 1967: Кредитно-денежная система СССР, М., 1967; Денежное обращение и кредит СССР, 2 изд., М., 1970.


Кредит - Кредит (от лат. credit - oн верит)
одна из двух сторон бухгалтерских счетов (обычно правая). В активных счетах запись в К. показывает уменьшение, а в пассивных - увеличение данного вида основных или оборотных средств. В операционных счетах К. имеет различное значение, зависящее от назначения и структуры счёта. Так, в калькуляционных счетах производства К. показывает себестоимость выпущенной производством продукции, в сопоставляющих счетах реализации - выручку от её продажи.

Креди Агриколь    Кредит    Кредит Авальный