Креспи

Креспи в Энциклопедическом словаре:
Креспи - (Crespi) Джузеппе Мария (1665-1747) - итальянский живописец. Впасторальных, мифологических, религиозных композициях, жанровых картинах(серия ''Семь таинств'', 1708-12) придавал бытовым мотивам романтическуюнапряженность и взволнованность.

Значение слова Креспи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Креспи (Crespi) — фамилия нескольких итальянских художников, из которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Джованни-Баттиста К. (1557-1633), прозванный иль-Черано (il Сеrаnо), живописец, скульптор и архитектор, ученик Прокаччини, довершивший свое образование в Венеции и Риме, причисляется, как живописец, к ломбардской школе. Из его картин, отличающихся вообще своеобразной, хотя и несколько манерной величественностью, можно указать в особенности на "Мадонну с четками", в галерее Бреры, в Милане, и на "Сонм францисканских монахов", в берлинской галерее, замечательный по чрезвычайной энергичности выраженного в нем религиозного экстаза. 2) Даниеле К. (1592-1630) — живописец, сын и ученик предыдущего, имевший, кроме того, своим наставником Дж.-Ч. Прокаччини и, в отношении талантливости, значительно уступавший своему отцу. Несколько его работ можно видеть в миланской галерее Бреры, и особенно удачную картину: "Святые латеранского ордена" — в ц. С.-Маpиa-делла-Пассионе, также в Милане. 3) Джузеппе-Mapиa (1665-1747), прозванный "болонским испанцем" (lо Spagnuolo di Bologna), живописец и гравер болонской школы, ученик А.-М. Тони, Д.-М. Канути и К. Чиньяни, заимствовавший потом многое от других мастеров. Он компоновал очень легко и находчиво, обладал силой экспрессии, умел сообщать жизненность изображенным движениям, но, к сожалению, погоня за юмором нередко приводила его к причудливым странностям; работал он слишком наскоро и мало заботился о качестве красок и об условиях их смешения, вследствие чего многие из его картин побледнели, а другие сильно почернели. Картины этого, во всяком случае, весьма даровитого художника, не составляют редкости в музеях не только Италии, но и остальной Европы. К числу наиболее интересных среди них могут быть отнесены: "Св. Семейство" и "Смерть св. Иосифа" (обе в Имп. Эрмитаже, в СПб.), "Мадонна с Младенцами Христом и св. Иоанном" (в дрезденской галерее), "Итальянская крестьянка" (у лорда Бэринга, в Лондоне), "Грустящая монахиня" (в мюнхенской пинакотеке), "Школьная учительница" (в луврской галерее, в Париже), "Центавр Хирон" (в венском музее) и нек. др. Как гравер, К. работал иглою, тонко и свободно, и произвел довольно значительное количество эстампов, передающих как его собственные композиции, так и картины других художников, напр., Л. Карраччи и А. ван-Дейка. А. С — в.

Определение слова «Креспи» по БСЭ:
Креспи (Crespi)
Джузеппе Мария (16.3.1665, Болонья, - 16.7.1747, там же), итальянский живописец. Для творчества К., полемизировавшего с принципами болонского Академизма, характерно стремление к естественности и жизненной выразительности образов. К. писал пасторальные и мифологические композиции
(«Пастушка и пастух», Эрмитаж, Ленинград), портреты («Автопортрет с семьей», Галерея Уффици, Флоренция), жанровые картины («Ярмарка в Поджо-а-Кайано», 1704, Галерея Уффици, Флоренция; «Прачка», Эрмитаж, Ленинград). Используя эффекты освещения, эмоциональную выразительность богатой оттенками землистой гаммы и пастозного мазка, К. придавал бытовым мотивам романтическую взволнованность. Шедеврами К. явились серия композиций
«Семь таинств» (Картинная галерея, Дрезден, около 1708-12), а также ряд картин на библейские темы («Смерть Иосифа», около 1712, Эрмитаж, Ленинград), в которых художник придал изображениям жанровые черты, интимное эмоциональное истолкование. Скользящие блики мертвенного холодного света, контрастирующие с густыми коричневыми тенями и придающие предметам материальную остроту, сдержанная выразительность поз и жестов создают в картинах К. атмосферу драматического напряжения, скорбной отрешённости.
Лит.: Либман М., Джузеппе Мария Креспи, М., 1967; Voss., Giuseppe Maria Crespi, Roma, 1921.
В. Э. Маркова.

Кресло-кровать    Креспи    Кресс-салат