Камерный Театр

Камерный Театр в Энциклопедическом словаре:
Камерный Театр - московский - основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с1920 - академический. Провозгласив эстетическую независимость театра каквида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера -виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготелк ''чистым'' жанрам - трагедии и комедии. Среди постановок: ''Фамира-кифарэд''И. Ф. Анненского (1916), ''Жирофле-Жирофля'' Ш. Лекока и ''Федра'' Ж. Расина(1922), ''Оптимистическая трагедия'' Вс. В. Вишневского (1933), ''МадамБовари'' по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса - А. Г. Коонен. В 1949Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 в обстановке ''борьбы скосмополитизмом'' театр был закрыт, часть труппы вошла в Московскийдраматический театр имени Пушкина.

Определение «Камерный Театр» по БСЭ:
Камерный театр (20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических)
драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра - А. Я. Таиров, поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н.
«условному» театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам («сегодня - мистерия, завтра - арлекинада»), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, «структурный реализм» - подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений; «крылатый реализм» - подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений).
К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).
Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен. Постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933, Комиссар - А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.
Среди крупнейших спектаклей К. т.: «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина, «Жирофле-Жирофля» Лекока (оба в 1922), «Косматая обезьяна»,
«Любовь под вязами» (оба в 1926) и «Негр» (1929) ОНила; «Опера нищих» Брехта и Вейля (1930), «Мадам Бовари» по одноименному роману Флобера (1940), «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943),
«Чайка» Чехова, «Без вины виноватые» Островского (оба в 1944-), «Старик» Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.
Ю. А. Головашенко.

Камерный Оркестр    Камерный Театр    Камерон