Крюки

Крюки в Энциклопедическом словаре:
Крюки - (знамена) - в музыке - знаки древнерусской безлинейной нотации,применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменногораспева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; родневменной нотации (см. Невмы).

Значение слова Крюки по словарю Брокгауза и Ефрона:
Крюки — безлинейные обозначения звуков различными знаками (знаменами) над текстом, употреблявшиеся в православной церкви и до сих пор применяемые греческой и армянской церквами и некоторыми христианскими общинами в России. К. имеют сходство с невмами, применявшимися в западной и восточной церквах. Главное отличие невм от крюковых знамен заключается в том, что в состав последних вошли еще славянские и греческие буквы. К концу VIII в. невмы вошли во всеобщее употребление на Востоке и Западе и вытеснили алфавитные, греческую и латинскую, системы нотописания. Первые записи крюковым знаменем относятся к XII в. В период нового истинноречия почерк безлинейных знамен значительно изменился. К середине XVII ст. относятся грамматика крюкового пения монаха Александра Мезенеца, а ко второй половине того же ст. — "Ключ" монаха Тихона Макарьевского, с объяснениями безлинейных крюковых нот знаменного роспева нотами линейными. В начале XVIII ст. ноты линейные получили преобладающее значение. См. Знаменный роспев. Н. Соловьев.

Определение слова «Крюки» по БСЭ:
Крюки - знамена (в музыке), знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации чёрточек, запятых, точек; имеют византийское происхождение; применялись в русском церковном пении. Указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты. Запись помогала вспомнить знакомый напев, однако по ней нельзя было спеть незнакомую мелодию. В 14-15 вв. вошли в обиход новые комбинации К., обозначавшие не отдельные ходы голоса, а мотивы. В 16 и 1-й половине 17 вв., кроме знаменного распева, с помощью К. записывались также путевой и демественный (см. Демественное пение) распевы. В 1-й половине 17 в. была введена система так называемых киноварных помет, уточнявших высотные соотношения К. В 60-х гг. 17 в. А. Мезенец в тех же целях разработал систему тушевых (чёрных) «признаков».
В конце 17 в. крюковая нотация была вытеснена пятилинейной и сохранялась только у старообрядцев.
Лит.: Разумовский Д. В., Церковное пение в России, М., 1867; Смоленский С., Азбука знаменного пения..., Казань, 1888; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901.
Н. Д. Успенский.

Крюк    Крюки    Крюков