Кьеркегор

Кьеркегор в Энциклопедическом словаре:
Кьеркегор - (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813-55) - датский теолог,философ, писатель. Противопоставил ''объективизму'' диалектики Г. Гегелясубъективную (''экзистенциальную'') диалектику личности, проходящей, поКьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую ирелигиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис ореальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализоватьсвою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датскойлитературы, в 20 в. - на экзистенциализм и диалектическую теологию.Основные сочинения: ''Или - или'' (1843), ''Страх и трепет'' (1843),''Философские крохи'' (1844), ''Стадии жизненного пути'' (1845).

Значение слова Кьеркегор по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кьеркегор — см. Киркегор

Определение слова «Кьеркегор» по БСЭ:
Кьеркегор - Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, - 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой; в конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов
(«Или - или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму («Дневник соблазнителя» и др.).
Философские воззрения К. сложились под влиянием немецкого Романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократической иронии, религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. К. критиковал Г. Гегеля за
«объективизм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К. отвергал, как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоставить принципиально иную - субъективную
(«экзистенциальную») диалектику, которая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно К., проходит три качественно различные стадии - эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения
«истины» своего существования; этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние», однако это - ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности; другого пути к богу, по К., нет.
К. настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, «облегчила жизнь».
Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т. е. как её деградация. К. защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.
Сочинения К., отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни К. и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская Диалектическая теология, а с 1920-х гг. - Экзистенциализм. Стиль философствования К. становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли.
Соч.: Samlede vaerker, 2 udg., bd I-15, Kbh., 1920-36; Papirer, [2 udg.], bd 1-13, Kbh., 1968-70; в рус. пер. - Наслаждение и долг, СПБ. 1894; Несчастнейший, в изд.: Северные сборники, кн. 4, СПБ. 1908.
Лит.: Шестов Л., Киргегард и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора, М., 1970; Быховский Б. Э., Кьеркегор, М., 1972; Haecker Th., S. Kierkegaard..., Mьnch., 1913; Przywara Е., Das Geheimnis Kierkegaards,
Mьnch., 1929; Dempf A., Kierkegaards Folgen, Lpz., 1935; Alien Е. L., Kierkegaard: his life and thought, N. Y. - L., 1936; Wah I J., Etudes Kierkegaardiennes, 2 ed.. P., 1949; Kassner R., S. Kierkegaard, Hdlb., 1949; HohIenberg J. F., S. Kierkegaard, P., [1956]; Jolivet R., Aux sources de lexistentialisme chr
йtien. Kierkegaard, P., [1956]; Anz, W., Kierkegaard und der deutsche Idealismus, Tьbingen, 1956; Lowrie W., Kierkegaard, v. 1-2, N. Y., [1962]; Heiss R., Die groβen Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx, Kцln - B., 1963; Mesnard P., Kierkegaard, 3
йd., P., 1963; Adorno Th. W., Kierkegaard. Konstruktion des Дsthetischen, [3 Aufl.], Fr/M., 1966; Malaquais J., S. Kierkegaard: foi et paradoxe, [P., 1971]; Jorgensen A., Soren Kierkegaard-litteratur. 1961-1970, [Aarhus, 1971].
Ю. Н. Давыдов.

Кьельдаль    Кьеркегор    Кьога