Кюи

Кюи в Энциклопедическом словаре:
Кюи - Цезарь Антонович (1835-1918) - российский композитор, член ''Могучейкучки'', музыкальный критик, ученый в области фортификации,инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С.Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы ''Сын мандарина''(1859), ''Вильям Ратклиф'' (1868) и др.; романсы.

Значение слова Кюи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кюи (Цезарь Антонович)военный инженер, генерал-майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. — "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера К. "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse для скрипки. К. — автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "La musique en Russie". Подробный список соч. К. помещен в каталоге Бесселя. О направлении композиторской и критической деятельности К. см. Музыка (русская). К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II. Труды К., пользующиеся наибольшим успехом в военном мире: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации", (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации (7-е изд. 1894). Во время Восточной войны К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции", переведенные на иностранные языки. О нем см. "Артист" № 34; M. Иванов ("Пчела, 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "Историческом Вестнике" (1894); Merci-Argenteau, "C ésar Cui" (П., 1888)


Кюи (дополнение к статье) (Цезарь Антонович) — композитор. К более замечательным музыкальным его произведениям последнего времени относятся "Мадемуазель Фифи" (одноактная опера на сюжет Мопассана, 1903), вальс для оркестра, былина "Весна-красна" для 1 голоса с оркестром и романсы (18 стихотворений А. Толстого).

Определение слова «Кюи» по БСЭ:
Кюи - Цезарь Антонович [6(18).1.1835, Вильнюс, - 26.3.1918, Петроград], русский композитор, музыкальный критик, военный инженер и учёный, инженер-генерал (1904). Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у С. Монюшки. В формировании К.-музыканта большую роль сыграло знакомство с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым. К. был одним из членов
«Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы»,
а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. Опера К. «Вильям Ратклиф» (по Г. Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству К. и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе
«Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго, 1875), «Сарацин» (по А. Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны
«Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность К. продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах К. наметились черты ограниченности и консерватизма.
К. - автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти.
Соч.: Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; Из моих оперных воспоминаний, «Ежегодник имп. театров», 1899/1900, прил. 2; Первые композиторские шаги, «Ежегодник имп. театров», 1910, в. 1; Музыкально-критические статьи, т. 1, П., 1918; Избр. статьи, Л., 1952; Избр. письма, Л., 1955; Lamusique en Russie, P., 1881; Краткий учебник полевой фортификации, 6 изд., СПБ, 1892; Краткий исторический очерк долговременной фортификации, 2 изд., СПБ, 1889.
Лит.: Стасов В. В., Избр. соч. т. 3, М., 1952, с. 387 - 408.
Ю. В. Келдыш, Г. Ф. Самойлович.

Кювьеровы Протоки    Кюи    Кюй