Кантата

Значение слова Кантата по Ефремовой:
Кантата - 1. Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра. // Торжественная хоровая песнь.
2. Жанр торжественной лирики (распространенный в русской поэзии XVIII в.-начала XIX в.) - стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему.

Значение слова Кантата по Ожегову:
Кантата - Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему Spec


Кантата Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра

Кантата в Энциклопедическом словаре:
Кантата - (итал. cantata - от лат. canto - пою), крупноевокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора иоркестра (''Москва'' П. И. Чайковского, ''Александр Невский'' С. С. Прокофьеваи др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий,речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшиммасштабом.

Значение слова Кантата по словарю Ушакова:
КАНТАТА
кантаты, ж. (ит. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).

Значение слова Кантата по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кантата (ит., лат., от саnere — петь) — название вокального произведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось К. в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма К., которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав К. вошли: хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с оркестровым сопровождением. К. получила развитие благодаря Кариссими, который считается ее творцом. К. исполняется в концертах и церквах. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие К. от оратории заключается в том, что в оратории более драматизма и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в К. преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная К. особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение К. служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков. Н. С.

Определение слова «Кантата» по БСЭ:
Кантата (итал. cantata, от лат. canto - пою)
крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.
К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К. был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским
(«Москва»), Н. А. Римским-Корсаковым («Из Гомера» и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни. Важное место в К. советских композиторов заняли историко-героические
(«Александр Невский» С. С. Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).
Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, [3 Aufl.], Hildesheim, 1965.
См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.
Б. В. Левик.

Кантаридин    Кантата    Кантатный