Кабак

Значение слова Кабак по Ефремовой:
Кабак - 1. Питейное заведение (в Российском государстве до 1917 г.).
2. перен. разг. Место, ситуация, напоминающие такое заведение своим беспорядком, шумом, отсутствием чистоты.

Значение слова Кабак по Ожегову:
Кабак - Питейное заведение

Значение слова Кабак по словарю Ушакова:
КАБАК
кабака, м. (обл.). То же, что кабачок 2.


КАБАК
кабака, м. 1. Питейное заведения (истор.). || Питейное заведение низкого разряда с неопрятной обстановкой (пренебр.). Шляться по кабакам. Завсегдатаи кабака. 2. перен. О чем-н., напоминающем обстановку такого заведения своим беспорядком, нечистотой, шумом (разг. фам. неодобрит.). У тебя в комнате настоящий кабак, насорено, накурено. На улицах кабак, нечистота! Гоголь. Кабак вы тут устроили... скоты! Максим Горький.

Значение слова Кабак по словарю Даля:
Кабак
м. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван ёлкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьян

Значение слова Кабак по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кабак — Родоначальником К. может считаться древнеславянская корчма, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой. В корчмах же у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы. Начиная с XI в. мы встречаем следы корчмы у всех почти славян: древнейшие напитки, продаваемые в корчме — квас, пиво и мед. В каждом почти городе была одна корчма, а в иных по две и по четыре. Сначала западно-слав. корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казенными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у вост. славян, именно на юге, сохранились долее всего. Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить ее одним опричникам, и для их попоек построил "на балчуге" (на топи) особый дом, названный К. (у татар К. назывался постоялый двор, где продавались кушанья и напитки). К. "на балчуге" полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, т. е. корчму, и заводить царевы К. (около 1555). С ними появился и откуп. В царских, московских К. можно было пить только одним крестьянам и посадским; люди других сословий пили напитки у себя дома и имели право владеть К. (напр. духовенство и бояре). С этого времени распространение К. на Руси пошло очень быстро. Флетчер писал, что в его время (1588) уже в каждом большом городе стоял К. Борис Годунов завел откупные К. по всем городам. Рядом с царскими К. распространялись по городам и К. боярские. Кормленье тамгою и К. стало с половины XVI века желанною целью бояр и князей. В 1651 г. откупа были уничтожены и К. названы кружечными дворами, и "велено во всех государевых селах и городах быть по одному кружечному двору". В 1652 г. были запрещены К., принадлежавшие частным лицам, и оставлена одна казенная продажа на вере. Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем государстве до 1000. Несмотря на указы 1651 и 1652 г., откупа и К. продолжали существовать и вскоре даже получили правительственную санкцию. Из Московской Руси К. в том же XVII в. пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последнего времени остались коренным отличием юж. Руси от сев.-вост. Увеличившееся пьянство в К. возбудило "омерзение" в правящих сферах, и в 1746 г. слово "К." было заменено словами: "питейное заведение". Высший надзор за продажей вина в К. сначала поручен был царским наместникам, а потом находился в ведении приказов, управлявших областями. В Москве и в причислявшихся к ней городах для этого существовало особое учреждение, новая четь, или четверть, известная с 1597 г. и по указу 1678 г. переименованная в приказ новые четверти. При Алексее Михайловиче управление К. стягивается в приказе большого дворца и в приказе Большой казны. Продавали вино или верные целовальники и головы, выбираемые преимущественно из торговых людей и людей "первых статей", или откупщики. С выборных брали записи, заставляли присягать и целовать крест. Всякий расход кабацких сумм производился только с разрешения воевод и по царским грамотам, причем всегда делалась оговорка: "держать денег на расход вполовину против прежнего и даже меньше, чтоб государевой казне порухи не было". При сборе и хранении кабацких сумм принимались всевозможные предосторожности; между прочим, имелся целый штат кабацких подьячих. Всякий кабацкий голова был обязан давать отчет местному воеводе и Москве, и только в 1667 г. как целовальники, так и головы были изъяты из ведомства воевод и подчинены надзору земских старост. На каждый К. был наложен известный оклад, который поручалось собирать с прибылью. Всякий недобор считался нерадением и выборные должны были идти на правеж, переходивший и на избирателей. Кроме того кабацким выборным поручалось преследование корчемства и взыскание корчемных денег. В 1699 г. целовальников и голов сменили кабацкие бурмистры, подчиненные бурмистерской палате, ведавшей питейное дело, которое перешло в 1717 г. в камер-коллегию. Ср. Питейная торговля. См. Прыжов, "История К. на Руси". В. Р.


Кааль   
Кабак   
Кабаков