Карлейль
Карлейль в Энциклопедическом словаре:
Карлейль - (Карлайл) (Carlisle) Джордж Уильям (1802-64) - граф, английскийсекретарь по делам Ирландии в 1835-41, виг. Первым среди вигскихаристократов поддержал требование фритредеров об отмене хлебных законов.
(Carlyle)
Томас (1795-1881) -
английский публицист, историк ифилософ. Выдвинул концепцию ''культа героев'', единственных творцов истории.
Определение слова «Карлейль» по БСЭ:
Карлейль - Карлайл (Carlisle) Джордж Уильям Фредерик Хоуард (Howard) (18.4.1802, Лондон, - 5.12.1864, там же), граф, политический деятель Великобритании, виг. Был активным сторонником парламентской реформы 1832. В 1835-41 секретарь по делам Ирландии (с 1839 с правами члена кабинета). Первый среди вигских аристократов, занимавших официальные посты, выступил в поддержку Лиги против хлебных законов.
Карлейль - Карлайл (Carlyle)
Томас (4.12.1795, Эклфехан - 5.2.1881, Лондон), английский
публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский
университет (1814).
Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого Романтизма и классического идеализма (И. Г.
Фихте, Ф. В.
Шеллинг), в духе которого К. написал
философский роман
«Сартор Резартус» (1833-34; рус. пер. 1902,
буквально - «Заштопанный портной»).
Согласно развитой им
здесь «философии одежды», весь мир, вся
история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная божественная
сущность - единственная
реальность. В ряде
произведений К. 30 - начале 40-х гг.
сочувствие трудящимся и
подчас радикальная
критика капитализма сочетались с идеализацией
средневековья и призывами к
восстановлению феодально-иерархических общественных
отношений, что сближало
взгляды К. с так называемым феодальным социализмом. В соч. К.
«Французская революция» (1837; рус. пер. 1907),
наряду с оправданием
свержения народными массами абсолютистского строя, уже намечается
крайне субъективистская идеалистическая
концепция «культа героев», развёрнутая в цикле лекций
«Герои,
почитание героев и
героическое в истории» (1842; рус. пер., 3 изд., 1908), читанном в 1837-40. По К., определяемые провидением
законы мира открываются лишь «избранным», «героям» - единственным действительным творцам истории
(«история мира - биография великих людей»), а
массы - «толпа,
орудие в их руках»; героическое
начало в обществе периодически ослабевает, и
тогда скрытые в толпе слепые
разрушительные силы вырываются
наружу, пока общество
снова не обнаружит в себе
«истинных героев»
(например, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории.
Концепция «культа героев» была
широко подхвачена буржуазной историографией. С развитием
классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция К. становилась всё
более реакционной.
Соч.: The works, V. 1-30, L., 1896-1905; Letters, V. 1-2, L. - N. Y., 1888.
Лит.:
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 7 (см. Указат. имен); Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность
воззрений Т. Карлейля на историю общества, «Вопросы истории», 1956, № 4.
И. Н. Неманов.
Карле
Карлейль
Карлесон