Карма

Карма в Энциклопедическом словаре:
Карма - (санскрит - деяние) - одно из основных понятий индийской религии(индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары.В широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым существомпоступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения,перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характернастоящего и последующего существования.

Значение слова Карма по Религиозному словарю:
Карма - Одно из центральных понятий индуизма, буддизма, джайнизма и некоторых других восточных религий. Восходит к ведийскому периоду, но, как и концепция сансары, ассоциируется с религиозной философией брахманизма. В широком смысле карма - общая сумма совершен

Значение слова Карма по словарю Ушакова:
КАРМА
кармы, мн. нет, ж. (санскр. karma) (этнол.). По учению буддистов - посмертное воздаяние за земную деятельность человека, состоящее для грешников в перевоплощениях, а для праведных - в "блаженном небытии", нирване.

Определение слова «Карма» по БСЭ:
Карма (на санскрите - деяние, действие, плод действия)
одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все инд. религиозно-философские системы, является существенной частью Индуизма, Буддизма и Джайнизма. В широком смысле К. - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле К, называют вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. предстаёт как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым. К. определяет не только благоприятные или неблагоприятные условия существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т.д.), но в конечном счёте - прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут
«профанического» существования и подчинения законам причинно-следственных связей. В отличие от понятия судьбы или рока, существенным для понятия К. является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки (а не воздействия неотвратимых божественных или космических сил).
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; Humphreys C., Karma and rebirth, L., 1943.
В. П. Лучина.

Карм    Карма    Кармазин