Конёнков

Определение слова «Конёнков» по БСЭ:
Конёнков - Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, деревня Караковичи, ныне Ельнинский район Смоленской области, - 9.10.1971, Москва], советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899-1902; действительный член с 1916). Экспонент
«Мира искусства» и член Союза русских художников. В ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера («Камнебоец», бронза, 1898, Третьяковская галерея) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих образов
(«Самсон», гипс, 1902, не сохранился), К. стремился передать свои размышления о тяжёлой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. К. участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905
(«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва; «Атеист», песчаник, 1906, Мордовская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С середины 1900-х гг. для творчества К. характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы
(«Стрибог», 1910, Третьяковская галерея; «Еруслан Лазаревич», 1913, Серпуховской историко-художественный музей; оба- дерево), переработка мотивов русской народной деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная искусством античности и Возрождения, но тесно связанная с поисками национальных эстетических и этических идеалов
(«Нике», 1906, «Юная», 1916,- обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период К. создал ряд портретов, в том числе композиции, посвященные великим музыкантам прошлого («Бах», мрамор, 1910, собрание Н. Ф. Микули, Москва; «Паганини», несколько вариантов).
В первые годы Советской власти К. участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин; группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918-19; ныне обе в Русском музее, Ленинград).
В 1924-45 жил в США; работал главным образом над портретами («А. М. Горький», бронза, 1928, Музей А. М. Горького, Москва; «И. П. Павлов», 1930, «Ф. М. Достоевский», 1933, - оба гипс, Русский музей).
Во 2-й половине 40-60-х гг. К. выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений [
«Ниночка», 1951, Русский музей; «Никос Белояннис», 1951, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «М. П. Мусоргский», 1953, Горьковский художественный музей; автопортрет, 1954, Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957); все - мрамор], а также ряд станковых и монументальных композиций [
«Освобожденный человек» («Самсон»), гипс, 1947, Русский музей; группы и рельефы Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953- 1954]. Государственная премия СССР (1951). Награжден 2 орденами Ленина и медалью.
Соч.: Слово к молодым, [М.], 1958.
Лит.: Каменский А., Коненков, [М., 1962]; Кравченко К., С. Т. Коненков, М., 1967.
А. А. Каменский.
«Крылатая». Дерево. 1913. Третьяковская галерея, Москва.

«Ф. М. Достоевский». Дерево. 1955. Музей-квартира Ф. М. Достоевского. Москва.

«Камнебоец». Бронза. 1898. Третьяковская галерея, Москва.

«Иоган Себастьян Бах». Мрамор. 1910. Собрание Н. Ф. Микули. Москва.

«Паганини». 1906. Бронзовый отлив 1954. Третьяковская галерея, Москва.

«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин». Мрамор. 1906. Музей Революции СССР. Москва.

«Кора». Подцвеченный мрамор. 1912. Русский музей, Ленинград.

«Стрибор». Дерево с инкрустацией. 1910. Третьяковская галерея, Москва.

Автопортрет. Мрамор. 1954. Третьяковская галерея, Москва.

«Нищая братия». Дерево. 1917. Русский музей, Ленинград.

С. Т. Конёнков.

Конёвич    Конёнков    Конидии