Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в Энциклопедическом словаре:
Киево-Печерская Лавра - мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велосьлетописание, составлен сборник житий монахов ''Киево-Печерский Патерик''(13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории -музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь,в 1989 - духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включаетВерхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины;1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроенав 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировскийкорпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальнихпещерах (все - кон. 17 - нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г.Шедель).

Значение слова Киево-Печерская Лавра по словарю Брокгауза и Ефрона:
Киево-Печерская лавра — находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало еще село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 селищ и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошовыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., монастырь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архимандрите Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в монастыре заведена была типография и началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-могилянской коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепакаменной стеной. При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали нынешнюю Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию; в 1729 г. церковь была возобновлена. В состав Печерской лавры теперь входят 6 монастырей: Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21 сажень длины и 20½ ширины); высота ее в стенах 7 саженей, от пола до купола с крестом 22 сажени. 7 куполов ее вызолочены. Древняя церковь XI в. — теперь срединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками в Влахернском храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранится глава св. равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ив. Острожского. Под алтарем Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находится икона Божией Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма находится несколько гробниц, между прочим митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На хорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 г. К юго-западу от великой церкви находится высочайшая в России лаврская колокольня (46 саженей высоты), с которой открывается великолепный вид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот расположен св. Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII в. черниговским князем Николой Святошей. При монастыре больница. Во дворе лавры монашеские кельи образуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616 г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры до середины XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г. лавра подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет лаврой наместник, с духовным собором. Ср. Патерик печерский (несколько изд.); Кальнофойский, "Τερατούργημα" (К., 1638); "Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры" (К., 1795, и еще несколько изд.); "Описание Киево-Печерской лавры", сочинение Евгения Болховитинова (К., 1831 и др. изд.); П. Л.(ебединцев), "Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии " ("Киевская Старина", 1886, V-VIII, X, XI, и отдельно). Е. К.

Определение «Киево-Печерская Лавра» по БСЭ:
Киево-Печерская лавра - древнейший монастырь на Руси, с 1926 - историко-культурный музей-заповедник. Основан в 1051 при Ярославе Мудром, в 11-18 вв. - крупный феодальный землевладелец. Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке - печеры) были в древности местожительством монахов и храмами, затем только кладбищем (до 16 в.). В 11-12 вв. монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 13 в. здесь создан известный Киево-Печерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов).
В конце 16-17 вв. после Брестской унии 1596 монастырь, получивший название лавры в 1598, приобрёл особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 в. при К.-П. л. была создана первая в Киеве типография. В 19-20 вв. К.-П. л. играла реакционную роль и содействовала борьбе против революционного движения. Монахи К.-П. л. враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Монастырь закрылся в 1929, был действующим в 1942-61. В период Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистские захватчики разграбили ценности музея-заповедника, повредили и разрушили около 70 памятников и зданий. Начиная с 1944 К.-П. л. была восстановлена и реставрирована. На территории заповедника находятся музеи - украинского народного декоративного искусства; театрального, музыкального и киноискусства; исторических ценностей Украинской ССР.
Архитектурный комплекс К.-П. л., включающий Верхнюю лавру, ансамбли Ближних и Дальних пещер, сложился в 11-18 вв. Древнейшие сооружения - Успенский собор (1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-29). Сооружения в стиле украинского барокко: каменные оборонительные стены (1690-1702), церковь Всех святых (1696-98) над Экономическими воротами; ряд зданий, возведённых С. Д. Ковниром; церковь Воздвижения на Ближних (1700) и церковь Рождества богородицы на Дальних (1696) пещерах; Великая колокольня (1731-45, архитектор И. Г. Шедель) - главная вертикаль К.-П. л., связавшая все три ансамбля в единую пространственную композицию.
Лит.: Каргер М. К., Древний Киев, т. 1-2, М. - Л., 1958-61; Логвин Г. Н., Киево-Печерская лавра, М., 1958; «Киево-Печерская лавра», заповедник-музей. Краткий путеводитель, 3 изд., К., 1971.
Я. Н. Щапов, С. К. Килессо (архитектура).
Киево-Печерская лавра. Ковнировский корпус. 1696-1773 (с 1721 - арх. С. Д. Ковнир).

Киево-Печерская лавра. Ансамбли Ближних и Дальних пещер. Конец 17 - середина 18 вв.

Киево-Печерская лавра. Надвратная Троицкая церковь. 1108 (перестроена в 1722-29). Южный фасад.

Киево-Могилянская Академия    Киево-Печерская Лавра    Киевская Земля