Кода

Значение слова Кода по Ефремовой:
Кода - 1. Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
2. Стихи - в сонете, рондо и т.п. - сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике). // Заключительная часть сложной строфы.
3. Заключительная - быстрая, обычно виртуозного характера - часть некоторых танцев, следующая за вариацией.

Кода в Энциклопедическом словаре:
Кода - (итал. coda - букв. - хвост), 1) дополнительный заключительный разделмузыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающийпредшествующее музыкальное развитие. 2) Добавочный стих сверх схемы втвердых формах, а также заключительная часть сложный строфы, отличающаясяот основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5-7 встрофе ''Коринфской невесты'' Гете).

Значение слова Кода по словарю Ушакова:
КОДА
коды, ж. (ит. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14).

Значение слова Кода по словарю Даля:
Кода
ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения.

Определение слова «Кода» по БСЭ:
Кода - Кода (итальянский coda, буквально - хвост)
1) в поэтике - добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете - сверх 14 строк, в триолете - сверх 8. В расширенном значении - заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5-7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте)
:
Знай, что смерти роковая сила

Не могла сковать мою любовь,

Я нашла того, кого любила,

И его я высосала кровь!

И, покончив с ним,

Я пойду к другим, -

Я должна идти за жизнью вновь!
2) В музыке - завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых - часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.


Кода - Рохан (настоящее имя - Сигэюки) (23.7.1867, Токио, - 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений - образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе:
«Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893-95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.
Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Код Штриховой    Кода    Кодай