Календарь

Значение слова Календарь по Ефремовой:
Календарь - 1. Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.).
2. Способ счисления дней в году.
3. разг. Распределение работы, занятий и т.п. по дням, месяцам и т.п.).

Значение слова Календарь по Ожегову:
Календарь - Способ счисления дней в году


Календарь Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями)
Календарь Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности

Календарь в Энциклопедическом словаре:
Календарь - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел,дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений ииллюстрациями (напр., ''Годовой разпись, или месячило'' на 1670; т. н.''Брюсов календарь'', составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в.; ''Всеобщийрусский календарь'', изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в.; в наше время -''Настольный календарь'', ''Женский календарь'' и др.).


(от лат. calendarium - букв. - долговая книжка; в Др. Римедолжники платили проценты в день календ), система счисления большихпромежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесныхтел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положенсолнечный (тропический) год. Современный календарь называетсягригорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 изаменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н.э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 летравнялась 365,25 сут, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длинагода в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 сут, что лишь на26 с превышает тропический год. Григорианский календарь более точен,поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождениякалендаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарьвведен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляетв 18 в. 11 сут, в 19 в. 12 сут и в 20 в. 13 сут. В ряде мусульманскихстран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцевсоответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут,который оказывается на 11 сут короче тропического года. В ряде странЮго-Вост. Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечногокалендаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономическогогода. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет,равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).

Значение слова Календарь по словарю синонимов:
Календарь - численник
месяцеслов

Значение слова Календарь по словарю Ушакова:
КАЛЕНДАРЬ
календаря, м. (латин. calendarium). 1. Справочная таблица или книга, в к-рой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-н. литературных произведений и т. п.). Настольный календарь. Отрывной календарь. (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня). 2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь. (старого стиля; по имени Ю. Цезаря). Грегорианский календарь. (нового стиля; по имени папы Григория 13). 3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.). Календарь спортивных состязаний.

Значение слова Календарь по словарю Даля:
Календарь
м. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; месяцеслов. Святцы составляют часть календаря, а сведения астрономические, по суточному и годовому обращению земли и планет, другую. Врут все календари! Грибоедов. Кто по календарю сеет, тот редко веет. Календарным теплом не угреешься, ему не верят. Календарник м. составитель календарей.

Значение слова Календарь по словарю Брокгауза и Ефрона:
Календарь (от Calendae — название первых дней каждого месяца у римлян) — система времяисчисления. Основанием К. служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни тропический год, ни время оборота луны не заключают в себе полного числа дней, то в разные времена и у разных народов явились разные системы времяисчисления, имеющие целью согласовать астрономические периоды с удобствами повседневного обихода. У нас в России употребляется юлианский К., установленный еще Юлием Цезарем (разработан александрийским астрономом Созигеном) в 46 году до Р. Х. и принятый Никейским собором. В юлианском К. из каждых четырех последовательных лет три года имеют по 365 дней (обыкновенный год) и один 366 дней (високосный год, число которого делится без остатка на 4); заключающиеся в году 12 месяцев имеют 30 или 31 день, кроме февраля, в котором в обыкновенном году 28, а в високосном 29 дней. Таким образом, юлианский год равен в среднем 365,25 дням; тропический же год равен 365,2422 дням, и потому юлианский К. постепенно запаздывает по сравнению с астрономическими сменами времен года и в 128 лет это запаздывание достигает одних суток. В Западной Европе и Америке принят григорианский К., преобразованный из юлианского папою Григорием XIII в 1582 г. В нем каждые 400 лет три високосных года юлианского К. считаются простыми (те года столетия, первые две цифры которых не делятся на 4). Григорианский год в среднем тоже длиннее истинного, но ошибка в 1 день накопляется лишь в 4240 лет. Григорианский К. введен первоначально только в католических странах; Германия приняла его в 1700 г., Англия в 1752 г., Швеция в 1753 г. Несмотря на свои преимущества, счет больших периодов по григорианскому К. затруднительнее, чем по юлианскому. Вследствие несоизмеримости времен оборотов земли около солнца (год) и около ее оси (сутки) введение вечного К. невозможно, и через более или менее продолжительное время гражданское времяисчисление неминуемо разойдется с астрономическим; поэтому американский астроном Ньюкомб высказался даже в смысле возвращения к юлианскому К., как простейшему. — У древних египтян в основание К. положен был солнечный год в 365 дней; год состоял из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней. Будучи короче времени оборота земли около солнца, египетский год наступал все ранее и ранее, так что в 1460 тропических годах заключалось 1461 египетских года (софический период). У магометан лунный год (по 12-ти лунных месяцев) не согласован с солнечным, и потому новый год наступает постоянно все раньше и раньше и в 33-х юлианских годах заключается 34 магометанских. У китайцев год тоже лунный, но новый год начинается с новолуния, ближайшего к тому дню, когда солнце стоит в знаке Водолея (около 1-го февраля); года имеют по 12-ти и по 13-ти месяцев. Начало китайского летосчисления совпадает с 2697 годом до Р. Х. Литература. Stoeffler, "Calendarium romanum magnum" (1515); Clavii. "Romani Calendarii explicatio" (1612); Riccioli, "Chronologiae reformatae et ad certas conclusiones redactae" (1669); Blondel, "Histoire du calendrier Romain" (1699); Gatterer,"Abriss der Chronologie" (1777); Littrow, "Calendariographie" (В., 1828); Ideler, "Lehrbuch der Chronologie" (Берл., 1831); Шуберт, "Непременный календарь греко-российской церкви" (СПб., 1823); Хавский, "Валаамский миротворный круг" (М., 1864); E. Предтеченский, "Церковное времяисчисление" (СПб., 1891). Различные системы К. общедоступно изложены в 4-м томе "Астрономии" Арого (русск. перев. Хотинского). См. еще статьи Альманах и Пабхалия. В. Витковский. Индусский К. признает звездный год в 365 дней 6 часов 12 мин. 36 сек, причем из дробных частей приблизительно каждые четыре года составляется лишний день. Месяцы неравные, числом 12, соответствующие знакам зодиака. Времена года (по 2 месяца): весна, лето, дожди, осень, зима, прохлада. День гражданский считается от восхода до восхода солнца. Дни недели соответствуют планетам и пр., как у европейцев. Хронологический цикл мифического характера признает год богов = 360 человеческим; 12000 годов божеских = большому периоду Маха-Юга; 1000 Маха-Юга периоду творения Кальпа и т. д. Особенность индусского К. -лунно-солнечные года из 12 лунных месяцев, к которым каждые три года прибавляется дополнительный; начало этого года — новолуние, непосредственно предшествующее началу солнечного года. Дополнительный месяц в Сев. Индии прибавляется после первого полугодия; в Южной он ставится первым. Этот год употребляется в эре царя Викрамадитьи, которой начало 57 г. до Р. Х., и в эре Валабхи, с 318 г. по Р. Хр. См. Цикл и Эра. Ср. Warren, "K âlasâ nkalita" (Мадрас, 1825); Prinsep, "Useful Tables" ("Essays on Ind. antiquities", Л., 1858); Cowasjee Patell, "Chronology" (Л. 1866). Халдейский К. (ассиро-вавилонский) признавал лунный год в 12 месяцев по 28, 29 или 30 дней; временно вставлялся 13-й месяц для соглашения гражданского года с солнечным. Каждый из дней месяца носил название божества, которому был посвящен. Древнейшие персидские месяцы соответствовали халдейским. С 400 г. до Р. Х. (приблизительно) до смерти Ездегерда (651) у персов употреблялся священный зендский К. Год Авесты лунный, около 354 дней; у персов он получил сначала 360, потом 365 дней. Над каждым днем стоял свой дух-хранитель; 5 прибавочных дней назывались гатха (гимны). Уничтожение царства Сасанидов (651) повлекло за собою введение мусульманско-арабского К., а персидский остался лишь у так назыв. парси или гебров. Ср. I. Hal évy, "Mélanges de critique et dhistoire sémitique" (1883); Hyde, "De veterum Persarum religione" (1700); Gibert, "Observations sur lanné e Perse" (1758); Freret, "Sur lancienne des Perses" (1742); Ideler, "Handbuch der Chronologie" (1826, т. Il); Gutschmid, "Das iranische Jahr" (1862); Drouin, "Le Calendrier perse" ("Revue archq é ologique", 1889). В древней Каппадокии был в ходу тот же пехлевийско-зендский К., что и в Персии. В истории еврейск. К. различают три главных периода: 1) библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500-450 до Р. Х.), 2) послебиблейский (до разрушения храма в 70 г. по Р. Х.) и 3) талмудический, до заключения Талмуда (70-500). В первый период начала месяцев и праздники определялись исключительно по "видению молодой луны" и состоянию солнца, во второйчастью по видению луны и состоянию солнца, а частью по вычислениям, в третий же период — исключительно по вычислениям. В еврейск. К. простой год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется еще один месяц. Как простые, так и високосные годы бывают: 1) правильные, когда все 12 мес. состоят попеременно из 30 и 29 дней; 2) достаточные, когда один из 29-дневных месяцев имеет 30 дней и 3) недостаточные, когда один из 30-дневных месяцев состоит из 29 дней. Таким образом:  

  В простом году В високосном году
Правильный год имеет дней 354 384
Достаточный 355 385
Недостаточный 353 383
Продолжительность еврейск. года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днем, на которое падает 1-е число месяца тишри и 1-е число месяца нисона. Так как праздник Пасхи должен быть совершаем 24-го нисона и в начале весны, то для согласования лунного года с солнечным в еврейск. К. принят цикл в 19 лет (малый лунный цикл), в котором 7 лет високосных. В основание всего евр. К. положено определение первого новолуния (новолуние мироздания), которое, по евр. вычислениям, происходило в 3761 г. до Р. Х., в понедельник, в 5 час. 204 части пополудни [Час у евреев делится не на минуты и секунды, а на 1080 частей (число, заимствованное из "Алмагеста)" Птолемея и кратное всем однозначным делителям, кроме 7), а каждая такая часть — на 76 мгновений]. Теперь, через 1500 лет со времени окончательного установления еврейск. К., вычисления его не вполне совпадают с современными астрономич. вычислениями, но ошибка не настолько значительна, чтобы у евреев возникал вопрос об исправлении К. У караимов тот же К., как у евреев-раввинистов, с тем только различием, что караимы делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние. Ср. X. З. Слонимский, "Иесоде-гоибур" (Варш., 1852 — на древнеевр. яз.; есть англ. перевод); Levysohn, "Geschichte und System des judisch. Kalenderswesens" (Лпц., 1856); Schwaz, "Der j ü d. Kalender" (Бресл., 1372); Ed. Mahler, "Biblische Chronologie und Zeitrechnung der Hebr ä er" (Вена, 1887). О караимском К. — Ю. Д. Кокивов, "Бино литим" (Од., 1878-79; на древнеевр. яз.); его же, "Галихейс ойлом" (Од., 1880). Армянский К. первоначально был, как предполагают, тождествен с персидским и каппадокийским. После обращения в христианство армяне приняли юлианский К. для религиозных праздников, но гражданский год остался тот же неопределенный, в 360 дней, опережающий юлианский каждые 4 года на 1 день. Попытки исправления были сделаны в 669, 1084 и 1616 гг. См. К. П. Патканов, "Несколько слов о названиях древних армянских месяцев" (СПб., 1871). Доисламский К. арабов имел 12 месяцев в 29 или 30 дней. Для соглашения его с солнечным К. каждые 3 года вставлялся месяц. Мухаммед в 10 г. Геджры уничтожил вставку и обратил летосчисление в чисто лунное; таким образом, в настоящее время мусульманские месяцы совершенно не соответствуют временам года, но в 3 3 года проходит полный круг времен года. Месяц делится на недели в 7 дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница — день молитвенных собраний. В настоящее время проходит 44-й мусульманский цикл годов. См. Caussin de Perceval, "M émo ire sur le calendrier arabe avant lislamisme" ("Journ. Asiatique", 1843, апр.); о том же Mahmoud-effendi (там же, 1858, март). У греков существовали различные К., из которых нам наиболее известен афинский. Первоначально год составлялся из 12 лунных месяцев, "полных" и "пустых", т. е. в 30.или 29 дней. К общей сумме 354 дней каждый год прибавляли 11 1/4 дней, необходимых для уравнения его с солнечным годом в 365 l/4 дней. Около 500 г. до Р. Х. астроном Клеострат Тенедосский изобрел три вставных месяца (έμβόλιμος), которые должны были внести равновесие в период 8 лет (όκταετηρίς). Метоновский цикл в 19 лет явился дальнейшим усовершенствованием, но оба эти цикла, равно как 2-летний Солоновский и 3-летний, упоминаемый Геродотом, не успели приобрести общего распространения. Месяц делился на 3 части: с 1 по 10, с 11 по 20, с 21 до конца. К. других греч. государств не имели с афинским ни общих наименований месяцев, ни одинакового счета чисел; из них наиболее известен К. дельфийский. Ср. "Calendrier" в "Dictionnair e des antiquité s" Daremberga и Saglio; Mommsen, "Chronologie" (1883); статья Schmidta в Jw. M ü llers "Handb. der klass. Altertumswissenschaft" (т. I); B öckh, "Die 4-jä hrigen Sonnenkreise der Alter" (B., 1863); В. В. Латышев, "О некоторых эолических и дорических К." (СПб., 1883); его же, "К. Мегар" ("Ж. M. H. Пр.", 1882, 6). Римский К. представляется спорным и служит предметом многочисленных предположений. Свидетельства древних авторов дают не столько факты, сколько теории и догадки. Римский год древнейшей эпохи, год Ромула, состоял из 10 месяцев. Год начинался с весны. Месяцы, как и в последующие века, определялись путем непосредственного наблюдения фаз луны. Первый месяц назыв. Martius, в честь древнелатинского бога, олицетворявшего собою производительную силу природы; следующие три — Аprilis — от раскрытия почек у растений (aperire — раскрывать), Majus — от имени богини Маиа, Junius — одного корня с именами Juno, Jupiter; остальные шесть месяцев назыв. по месту, которое они занимали в году: Quintilis, Sex t ilis, September, October, November, December, т. е. пятый, шестой и т. д. Впоследствии римский сенат в честь Юлия Цезаря и Августа назвал древние пятый и шестой месяцы июлем и августом. Год Ромула имел 304 дня; этот промежуток времени не соответствовал астрономическому году. По свидетельству Макробия, римляне не разделяли на месяцы промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны, но ждали ее прихода, чтобы опять начать считать по месяцам. Первая реформа К. приписывается Нуме Помпилию. Промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны он разделила на два месяца: Februarius и Januarius. Имя второго из них, одного корня со словом janua (дверь), а также с именем бога Janus, толковалось уже древними как dux mensum, как месяц, начинающий год. Первый из двух новых месяцев, Februarius, получил свое название по римской поминальной неделе (Februalia), приходившейся на этот месяц; тогда же имело место lustratio populi — очистительный обряд для примирения богов с народом, а все это совершалось в конце года. Итак, февраль заканчивал собою год, т. е. следовал за декабрем, а январь предшествовал марту. Для того, чтобы приближать свой лунный год к солнечному, римляне прибегали к вставке месяцев (intercalatio). Дальнейшая реформа в истории римского К. заключалась в переходе от лунного года к солнечному, для чего изменена была система интеркаляции. В римском лунном годе считалось 355 дней, а не 354, как в греческом; тем не менее римляне, подобно грекам, в основу системы дополнения лунного года до солнечного (последний исчислен был греками в 365 1/4 дня) положили тот принцип, что разница между этими годами равна 11 1/4 дня. В 4-летний промежуток времени составлялось, таким образом, 45 дней, которые и были разделены на 2 вставочных месяца, один в 22, другой в 23 дня. Вставлялись они в конце второго и четвертого года. Вышеупомянутый лишний день устранялся тем, что через каждые 24 года пропускали 24 дня. Последняя крупная реформа римского К. до Юлия Цезаря заключалась в том, что февраль и январь переставлены были в ту последовательность, какую имеют ныне. Все эти реформы Иделер и Моммзен приписывают децемвирам и полагают, что и после этих реформ римский год оставался лунным; Гартман реформу в системе интеркаляции приурочивает к преобразованиям Сервия Туллия, децемвирам же приписывает лишь перестановку месяцев февраль и январь. Так как римляне считали благоприятными нечетные числа, то месяцы имели у них или 31 (март, май, квинтилий и октябрь) или 29 дней, и только в феврале считалось 28 дней. Начало месяца определялось новолунием, и первый день его назыв. календами (calendae). День в середине месяца (приблизительно полнолуние) назыв. идами (idus); последние, смотря по различной длине месяцев, в одних приходились на 15-е число (март, май, июль, октябрь), в других — на 13-е. Девятый день перед идами назыв. нонами (nonae); следовательно, в марте, мае, июле и октябре ноны приходились на 7-й день месяца, в остальных месяцах — на 5-й. Прочие дни обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед календами, или перед идами, или перед нонами, день же накануне календ, нон или ид назыв. pridie Calendas, Nonas или Idus. Так, напр., 2 января было IV (ante) Nonas Januarii, 8 марта — VIII Idus Martias, 20 мая — XIII Саlendas Junias. О значении праздничных дней в юридической жизни римлян см. Фасты. В древнейшую эпоху рим. истории К. был для народа тайною. Календы каждого месяца объявлялись народу на так называемых соmitia calata; в ноны каждого месяца объявлялись народу праздники, какие приходились на данный месяц; в годы со вставочным месяцем объявляли о вставке в ноны февраля. Все это делали понтифексы, которые обязаны были следить еще за тем, чтобы nundinae (день плебейской недели, в который селяне съезжались в город на базар) не приходились ни на январские календы, ни на ноны. Только в 304 г. до Р. Х. Кней Флавий (см.), писец цензора Аппия Клавдия, сделал общеизвестным нормальное распределение дней года, выставив его на белой доске на римском форуме. Главные последствия этого были следующие: 1) прекратился обычай созывать comitia calata в календы каждого месяца, хотя, впрочем, объявление календ и праздников каждого месяца остались в силе и в последующее время; 2) вышло из употребления правило избегать совпадения нундин с нонами, чем существенно сужен был произвол коллегии понтифексов по отношению к К. Тем не менее, К. остался в руках этой коллегии, так как от нее зависела вставка месяцев. Вследствие небрежности понтифексов К. запутался, и дело надеялись исправить тем, что законом Мания Ацилия Глабриона (191 г. до Р. Х.) понтифексы уполномочены были назначать для вставного месяца столько дней, сколько потребуют обстоятельства. Но это еще ухудшило дело. По свидетельству Цицерона, жрецы злоупотребляли своими полномочиями, произвольно сокращали продолжительность магистратуры для своих врагов и увеличивали ее для своих друзей, ускоряли и отдаляли срок уплаты долгов и т. п. Нарушилось всякое соответствие между гражданским и астрономическим годом; осенние празднества приходилось справлять весною, а праздники жатвы — среди зимы. Юлий Цезарь, в качестве pontifex maximus, решился устранить это зло и установил К., который поныне известен под именем юлианского (см. выше). Год, в который произведена была эта реформа (46 до Р. Х.), имел 445 дней; он известен под именем года беспорядка (annus confusionis). В каждом четвертом году, когда февраль состоял из 29 дней, лишний день вставлялся римлянами после 23 февраля, так что как 24-е и 25-е числа февраля одинаково называется sextus Kalendas Martis, а весь год называется потому bisextilis, откуда русск. високос. Ср. Huschke, "Das alte r ö m. Jahr und Seine Tage" (Бресл. 1869); Hartmann, "Der r ö m. Kalender" (Лпц., 1882; по поводу этого соч. ст. Ю. Кулаковского о рим. К. в "Киевск. унив. изв.", 1883 г. 2); Unger, "Der Gang des altrom. Kaleaders" (Мюнх., 1888); Seec, "Die Kalendertafel der Pontifices" (Берл., 1885); Matzat, "Rom. Zeitrechnung f ü r die Jahre 219 bis 1 v. Chr." (Берл., 1889). Никейский собор 325 г. принятл юлианский К. как основание христианского времяисчисления. Вследствие разницы, существующей между юлианским годом и годом тропическим (см. выше), равноденствие стало постепенно наступать ранее числа, назначенного для него собором, — в XVI в., напр., ранее на 10 дней. Эта постоянно увеличивающаяся разница грозила наконец сделать праздник Пасхи зимним [Должно, впрочем, заметить, что и при той разнице, которая образовалась между юлианским годом и годом астрономическим в XIX стол., лишь через 10000 лет Рождество Христово перейдет на весну, а Пасха — на лето.]. Вопрос об исправлении К. в XIV стол. поднят был в Византии, где за необходимость его высказался Матфей Властарь (см.), а Никифор Григора предлагал изменить К. на тех же началах, на каких дело это впоследствии осуществлено было папой Григорием XIII; но император Андроник, опасаясь церковных смут, отклонил это предложение. На Западе кардинал Петр дАльи в 1414 г. предлагал Констанскому собору и папе Иоанну XXIII приступить к исправлению К. О том же писал около этого времени и кардинал Куза; еще прежде Рожер Бакон сделад формальное предложение о преобразовании К. Папа Сикст IV призвал с тою же целью Региомонтана, но смерть последнего остановила исполнение этого дела. Тридентский собор при закрытии своем в 1563 г. поручил неослабное наблюдение за ним папе. Наконец Григорию XIII в 1582 г. удалось произвести реформу при содействии ученого калабрийца Луиджи Лилио. Решено было выпустить 10 дней и в 1582 г. день, следовавший за 4 октября, согласно булле папы, назван был не 5, а 15 октября. Булла эта в назначенный день была приведена в исполнение в Италии, Испании и Португалии, во Франции же и в католич. Нидерландах — двумя месяцами позже. В Польше, католич. землях Германии и в католич. кантонах Швейцарии реформа была осуществлена в 1583 г., в Венгрии — в 1587 г. Евангелические чины Германии, опасавшиеся с принятием григорианского календаря подпасть под влияние папы, приняли его, после долгих колебаний, лишь в 1700 г., когда им пришлось выпустить уже 11 дней, для чего день, следовавший за 18 февраля, признан был 1-м марта. В том же году григорианский К. введен в Дании и Голландии, а в следующем году во многих евангелических кантонах Швейцарии, где XVIII столетие начали с 12 января 1701 г. В Англии григорианский К. введен был в 1752 г., для чего там за 2-м сент. считали 14-ое; одновременно с этим признали в Англии началом года 1-ое янв., тогда как раньше оно падало на 25 марта. В 1753 г. приняла григорианский К. Швеция, где лишние дни пропущены были перед 1 марта. Из западноевропейских стран всего дольше сохранялся юлианский К. в кантоне Граубинден, где от него отказались лишь в 1785 г. Ныне юлианский К. (старый стиль) сохраняется в России (кроме губ. Царства Польского и Вел. кн. Финляндского) и др. странах, принадлежащих к вост. церкви, а также среди униатов и армян (впрочем, для армян-католиков в Турции патриархом Азарианом введен в 1892 г. григорианский К). Много усилий прилагали католики к тому, чтобы побудить православных принять григорианский К. Главное возражение, которое православные выставляют против григорианского К., заключается в том, что он не каноничен. В силу определения Никейского собора св. Пасха не должна праздноваться ни вместе с иудеями (всегда празднующими свою пасху в первое весеннее полнолуние), ни ранее их, но всегда позднее, по крайней мере на один день; западные же христиане вследствие астрономической точности своего К. со временам празднуют Пасху несогласно с этим правилом. Уже в 1583 г. папа Григорий XIII отправил в Константинополь к патриарху Иеремии послов с подарками и с предложением принять новый К.; к патриарху же обратились с вопросами по поводу реформы К. и православный епископ из Венеции, кн. Константин Острожский — из Южн. Руси, наконец, армяне. В ноябре 1583 г. составился в Константинополе собор, на котором присутствовал и патриарх Александрийский. Собор признал неправильность в старом счислении, но также и в новом, и отдал преимущество первому, как согласному с каноническими правилами о праздновании св. Пасхи. После этого споры о К. между католиками и православными, сопровождавшиеся иногда большими смутами, продолжались в Польше. Стефан Баторий грамотами 1584, 1585 и 1586 гг. предоставил православным право придерживаться юлианского К. В продолжавшейся затем литературной полемике вопрос о превосходстве того или другого К. почти всегда рассматривался в тесной связи с догматическими и обрядовыми особенностями православия и католицизма, что придавало полемике характер страстной нетерпимости. В XVI в. перевес в этой полемике был на стороне православных: Герасима Смотрицкого — в "Ключе царства небесного" (Львов, 1587; нап. в "Архиве Юго-Зап. России", т. VII, ч. 1, Киев, 1887), Василия Суражского — в "Книжице" (Острог, 1588; перепеч. в 7-м т. "Русской историч. библиотеки") и в Следованной Псалтыри (Острог, 1598), Стефана Зизания — в комментариях к переводу "Сазанья св. Кирилла об антихристе", Христофора Филарета — в "Апокрисисе". В XVII в. православные лишь изредка выступают в защиту старого К., причем главным образом ищут юридической опоры в грамотах Стефана Батория. Такую постановку вопросу дает, напр., виленское православное братство в соч. "Venficatia niewinności" (1621). В защиту юлианского К. выступал также Захария Копыстенский (см.). Полемистами со стороны католиков явились, главным образом, иезуиты Гродзицкий (его соч. "О poprawie kalendarza", Вильно, 1587) и др., перешедший в латинство ректор Киевской акд. Федор Скуминович, издавший в Гданьске "Epistola, in qua graeco-ruthenicum calendarium conformiter Gregoriano corrigitur" (1642), Кассиан Сакович, автор "Kalendarz stary" (Крак., 1640; 2 изд. под заглавием: "Okulari kalendarzowi staremu", Крак., 1644); известный в свое время математик и проф. Краковск. акд. Ян Брожек, или Бросциус, напеч. "Apologia pierwsza kalendarza rzymskiego powczechnego... do zaenego narodu ruskiego" (Крак., 1641) и "Apologia wt óra" (Варш. 1641); ученый полемист Ян Дубович, написавший "Kalendarz prawdziwy" (Вильна, 1644), и, наконец, ксендз Яков Гават, который в "Supplement dwom traktacikom о Kalendarzu starym omylnym i niepewnym" (Львов, 1645) злобностью своих выходок превзошел всех остальных. В возвращенных России белорусских губерниях Екатерина II воcстановила юлианский К., Австрия же всегда придавала григорианскому К. государственное значение и стремится склонить к принятию его живущих в ее владениях православных (славян и румын) и униатов [Виновники унии в южн. и зап. Руси, Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкй, обязались было принять новый К. и в 1586 г. напечатали о нем в Риме книжку, но вследствие сопротивления народа это не осуществилось]. Уже через год после того, как Австрия завладела Галицией, галицийский губернатор гр. Перген побуждал униатов отказаться от старого К., но его отстоял львовский епископ Лев Шептицкий (1773); Такие же по пытки возобновлялись в 1798 и 1812 гг., но были оставлены ввиду возможности народных волнений. В 18 1 4 г. австрийское правительство обратилось с предложением принять григорианский К. к сербскому патриарху Стефану Стратимировичу, но отступилось от своего проекта вследствие пространной мемории патриарха, напомнившего, что при переходе из-под власти турок в 1699 г. народ сербский выговорил себе право "да по восточныя церкви закона греческого и россиянов обычаю и начину ветхого К. обряды свободно задержит". В новейшее время попытки введения нового К. в Галиции являются одним из средств к полонизации русинов, вследствие чего вызывают резкий протест со стороны галицко-русской печати ("Дело" 1883 г., № 12, 14, 18, 26, 31). В России вопрос о реформе К. поднят был в 1830 г., когда вследствие проекта, поданного на высочайшее имя о введении григорианского К., учрежден был в Академии наук особый комитет из академиков Вишневского, Круга, Коллинса, Купфера, Паррота, Тарханова и адъюнктов Буняковского и Остроградского. Комитет высказался за принятие григорианского К., но министр народного просвещения кн. Ливен указал на то, что вследствие невежественности народных масс неудобства, сопряженные с реформою К., далеко превышают ожидаемые выгоды, с чем согласился и имп. Николай I. В пользу введения в России григорианского К. высказался Международный статистический конгресс 1863 г., по поводу чего дерптский профессор Медлер, указывая на неточность и григорианского К., предложил принять в России новый, им улучшенный К., могущий со временем вытеснить григориансий (записка его в "Ж. M. H. Пр.", 1864 г., т. I). В защиту старого стиля выступил тогда (" Чтения в Общ. истории и древн. росс.", 1864 г., кн. II) О. М. Бодянский, приложивший к своей статье меморию карловицкого патриарха Стефана Стратимировича. Ср. Kaltenbrunner, "Die Vorgeschichte der Gregorianischen Kalenderreform" (Вена, 1 8 76); его же, "Die Polemik uber die Gregorianische Kalenderreform" (Вена, 1877); его же, "Beitr ä ge zur Geschichte der Gregorianischen Kalenderreform" (Вена, 1880); протоиерей Базаров,перемени старого К. на новый" ("СПб. ведом." 1858 г., 42); Головацкий, "Григорианский К. у славян православных и у униатов" ("Ж. М. H. Пр.", 1877 г., № 9); Сумцов, "Исторический очерк попыток ввести в южн. и зап. Россию григорианский К." ("Киевск. старина", 1888 г., № 5 и отд.). Календарь республиканский во Франции в эпоху революции. По докладу депутата Ромма, представленному конвенту 20-го сентября 1793 г., собрание 5 октября постановило изменить прежнее летосчисление и дать году новое разделение, более научное и более согласное с движениями небесных светил, с временами года и древними преданиями. Началом года оно решило считать 22 сентября, день осеннего равноденствия (по новому стилю). Год был разделен на 12 месяцев, каждый в 30 дней; неделя была заменена декадой (10 дней). Но так как 12 месяцев по 30 дней в каждом составляют только 360 дней, то к ним были присоединены еще 5 дней, sansculottides, которые позднее получили название "дополнительных". 24 ноября 1793 г. конвент принял новые названия месяцев, предложенные Фабр дЕглантином: вандемьер, брюмер, фример составляли осень; нивоз, плювиоз, вантоз — зиму; жерминаль, флореаль, прериаль — весну; мессидор, термидор и фрюктидор — лето. Каждые четыре года к дополнительным дням присоединялся еще один "прибавочный" день. Дни декады носили названия: примиди, дюоди, триди и т. д. Наконец, имена святых в христианском К. были заменены названиями растений, плодов, овощей, животных и т. д. Ввести в употребление новый республиканский К. конвент постановил с 25 октября. В некоторых городах Франции по этому случаю устраивались праздники. Напр. в Аррасе 20000 челов. участвовали в символической процессии, обозначавшей шествие года. Они были разделены на 12 групп; изображавших собою 12 месяцев: во главе процессии шли юноши и молодые девушки, за ними следовали люди зрелые и, наконец, замыкали процессию старики. Пять восьмидесятилетних старцев изображали дни дополнительные. Столетний старец, шедший под балдахином, представлял собою "прибавочный" день. Затем шли дети всех возрастов, подобно тому, как за старым годом следуют новые. Новую эру решено было считать с 22 сент. 1792 г., следовавшего за днем первого заседания конвента и провозглашения республики. Республиканский К. существовал до l янв. 1806 г., когда Наполеон заменил его снова христианским К. Календарь (библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, и с присовокуплением разных сведений астрономических, статистических и др., характера вообще справочного. Росписи дням года с указанием праздников и т. п. составлялись уже древними египтянами, у которых они носили название almenichiakа — коптское слово, через испанских арабов перешедшее в Европу в форме альманах (см.). Это последнее слово, которому ошибочно приписывалось арабское происхождение, поныне употребляется для обозначения К. в языках английском, голландском, датском, испанском, итальянском, немецком и французском. У древних римлян также были росписи дней года с подразделением их (dies fasti, nefasti, intercisi, comitiales), перечислением празднеств, игр, жертвоприношений и т. п. и с присовокуплением заметок об исторических событиях, а также с обозначением восхода и захода созвездий. Первоначально такие росписи велись понтифексами, а с 304 г. до Р. Х. составлялись и издавались также и частными лицами. Назывались они fasti (поэтический праздничный К. под этим названием принадлежит Овидию); под К. (calendarium) римляне первоначально разумели книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ. Впоследствии К. и греч. словом έφημερίς стали называться книги, в которых no месяцам и дням года означались празднества богам, дни рождения императоров, дни собрания сената, разного рода предсказания и т. п. До нас дошел подобный К. времен императора Констанция, 354 г. по Р. Х. Замечателен и др. К., написанный в 448 г. и составляющий переход от языческих К. к хрисианским (оба эти К. изданы в "Acta Sanctorum", июнь, т. VII). С того времени в христианском мире постоянно составлялись списки и сборники более или менее пространных сказаний о святых и праздниках, приуроченных к известным дням, которые по различным своим особенностям назыв. К., Святцами, мартирологом, прологом, синаксарем, минеями (см.). У русских и южных православных славян вместо К. употреблялся термин месяцеслов, что есть дословный перевод греч. слова μηνολόγιον; термин минолог поныне сохраняется в К., издаваемых духовным ведомством. У протестантов вовсе нет святцев, а есть только календарь с поминальными днями, в который, наряду с именами некоторых ветхозаветных праотцев и апостолов, а также праздниками Господними, вносятся имена разных исторических лиц и богословов и названия событий, почитаемых важными для протестантов. В средние века К. (приложимые ко всем годам) помещались во главе молитвенников и богослужебных книг. Но уже в XIV в. появляются К. светского содержания. Едва ли не древнейшим печатным К. следует считать немецкий К., изданный Иоанном де-Гамундия (Hans von Schw äbisch-Gmü nd) в 1439 г., на двух деревянных досках in folio (хранится в королевской библиотеке в Берлине); затем К. напечатаны были в Аугсбурге в 1470, 1481 и 1483 г. В середине XV ст. издал альманах "pro annis pluribus" венский астроном Георг Пейербах. Затем Региомонтан (см.) в 1476 г. (или 1473) издал в Нюрнберге на латинском яз. первые астрономические эфемериды (см.) на 30 лет; он же напеч. в 1473 г. нем. К. Под именем альманахов К. ежегодно стали выходить в Вене с 1491 г. Около того же времени появились и другого рода К., в которых, наряду с предсказаниями о погоде и прорицаниями астрономическими, сообщались сведения о временах, наиболее благоприятных для разных земледельческих работ, для кровопусканий и др. предприятий. Впервые такой практический К. издан был на немецком яз. Иоанном Блаубиром (Blaubier) в 1481 г. В 1493 г. вышел в Париже такой народный К. под заглавием: "Le grand Compost de bergers". С 1550 г. издавал подобного рода К. известный Нострадамус. Из его произведений черпали полною рукою следовавшие за ним составители К., Иосиф Мульт и Матье Ленсберг, присоединяя к метеорологическим предсказаниям Нострадамуса рассказы о явлении драконов, звезд и комет, прорицания политические и разные забавные анекдоты; особенно славился своими предсказаниями люттихский К. Ленсберга. Такого рода К. или альманах, представлявший собою целую энциклопедию, считался предметом первой необходимости в каждом крестьянском доме. С 1700 г. стал издаваться столетний К., который впервые обработан был аббатом Кнауером и в котором за каждый месяц сообщались сведения о состоянии погоды 100 лет тому назад; в то время господствовало убеждение, что перемены погоды повторяются через каждые 100 лет. В XVIII в. К. придано было просветительное значение; на них стали смотреть как на орудие к распространению общеполезных знаний в народной массе. Одним из первых таких К. был "Nationalkalend e r" Христ. Андре (Брюнн, с 1810). Современная литература К., общих и специальных, издающихся в Зап. Европе, до того многочисленна, что не поддается никакому обозрению. Особенно замечателен готский альманах (см.). Впервые генеалогические и политические сведения введены были в "Status particularis regiminis Ferdinandi II" (Вена, 1637), но образцом для дальнейших послужил парижский "Almanach Royal", который стал издаваться в 1679 г., а с 1699 г. стал давать генеалогию царствующих в Европе домов, перечисление высших лиц управления и т. п. Ему стали подражать в1700 г. в Пруссии, в 1728 г. — в Саксонии, а в 1730 г. — "Royal Calendar" в Англии. В Древней Руси сведения, входившие в состав старинных зап. К.-альманахов, были разбросаны по разным рукописям: святцы составляли отдельную книгу; наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, содержались уже в Святославовом изборнике 1075 г., где, напр., под 30 апреля указано: "репы не яждь"; впоследствии появились и отдельные рукописи о часах и днях добрых и злых, о днях лунных, громник, молнияник и др., принадлежавшие к числу отреченных книг. Начиная с XVI века, западные альманахи начинают проникать в Россию через Польшу [В Польше К. носили название "минуций". Древний или польский К.", известный только в отрывках, относится к 1516 г. Особенно славились К. с астрологическими предсказаниями, издавшиеся Краковской академией] и Швецию. Первый полный рукописный К.-альманах появился у нас в 1664 г.; за ним следует "годовой разпись или месечило" на 1670 г., посвященный царю Алексею Михайловичу. Позже в посольском приказе переводились: с немецкого — К. "королевства свейского математика" Иоанна-Генриха Фохта на 1691, 1695 и 1696 г., а с польского — К. Станислава Словаковича на 1696 г. Были и другие рукописные К. Западные К.-альманахи осуждаются "Домостроем", как непозволительная ересь и чародейство: дьякон Федор, раскольничий писатель XVII в., упрекает царя, что он "Альмонашник любит". Первым печатным русским К. считается "Святцы или К", изд. Копиевским в Амстердаме в 1 702 г.; имеются, однако, сведения о карманном "К. или месяцеслове", напечатанном славянским шрифтом, по-видимому, в Киеве, в 1700 г. ("Российская библиография", 1881 г., № 79, стр. 63). Настоящая серия ежегодных печатных К., но тоже переводных, началась московским К. на 1709 г. и петербургским на 1713 г. В печатных К. Петровского времени помещались: краткая хронология событий, знаки месячные, имена 7 планет и знаки зодиака; в каждом месяце означались Евангелия и апостолы, святцы, фазисы луны, предсказания погоды; после месяцеслова шли разные витиеватые пророчества, иногда в стихах, о войне, мире, болезнях; определялось время, когда пускать кровь. В петербургском К. на 1714 г. впервые указано, что в нем время исчислено по меридиану и широте СПб., и в первый раз помещены восход и заход солнца, долгота дня и ночи. Церковным шрифтом К. печатались при Петре в Киево-Печерской лавре; один из них, на 1721 г., составлен Квасовским из Корвена, "присяжным транслатором его королевского прусского величества", который позднее издавал на славянском языке К. в Кенигсберге и, между прочим, напечатал "К. на сто лет. По штилю иулианскому..." (1730-1830), получивший большое распространение в зап. губерниях. Первый из рус. народных К. — стенной вечный К. Фосбейна, напеч. в Москве в 1705 г. Сонные листовые народные К., иногда с родословием русских царей или другими отрывочными сведениями, печатались в течение всего XVIII и первой половины XIX ст., несмотря на привилегию, предоставленную Акд. наук. Самый полный из всех стенных К., доселе известных, — так назыв. Брюсов К. (см.), свод всего астрологического материала и суеверий, содержавшихся в древнерусских отреченных книгах (ср. Ф. Керенский, "Древнерусские отреченные верования и Брюсов К.", в "Ж. М. Н. Пр.", 1874, т. 172 и 173). Знания по астрономии распространял рукописный К., составленный на 1720 г. Алексеем Изволовым; предсказаний о погоде в нем вовсе нет. При самом основании Акд. наук (1724) ей предоставлено было исключительное право издавать К. Впервые право это Акд. наук осуществила в 1727 г., издав К. на 1728 г., после чего академические К. выходили ежегодно до 1869 г. С 1770 г. они носили название месяцесловов. Содержание первого академического К. было вполне научное; в нем имелась даже статья, направленная против астрологии; но уже в следующем выпуске появилось приложение о состоянии здоровья на целый год с астрологическими заметками — правда, с оговоркою, что эти заметки делаются только для любителей, при чем рассказан анекдот, иллюстрирующий их нелепость. Лишь в К. на 1766 г. исчезли знаки дней, в которые надобно рубить лес, стричь волосы, принимать слабительное, пускать рожечную и жильную кровь; предсказания о погоде оставались до 1804 г. В приложениях помещались иногда научные статьи по астрономии, метеорологии и физике, а также статьи содержания географического, исторического, позднее статистического, наконец, хронологический обзор современных событий. В К. на 1755 г. в первый раз явился "реестр губерниям, провинциям и городам в Росс. империи находящимся", а в месяцеслове на 1779 г. — "росписание городов, с показанием их расстояний от СПб., Москвы и от губернских городов"; в месяцеслове на 1831 г. впервые присоединены: "росписание городов и местечек в Царстве Польском и в Финляндии", "таблица народонаселения городов и др. примечательных местечек в Росс. империи", а в современной хронологии стали отмечать смерть замечательных лиц; в следующем году некрология таких лиц была выделена из современной хронологии. С 1837 г. прилагались гравированные на стали портреты царствующих особ и изображения воздвигнутых в России памятников. Академические месяцесловы имели преимущественно просветительное значение, особенно в прошлом столетии; справочная же часть их совершенствовалась довольно медленно. Еще большее просветительное значение имели частные месяцесловы, издававшиеся академией. Таковы ежегодные "Месяцесловы с наставлениями" на 1768-1785 годы, в которых помещались небольшие статейки по астрономии, физике, метеорологии, истории открытий, хозяйству, гигиене и проч.; К. и месяцесловы "географические", "исторические", "исторические и географические", "К. в пользу домостроительства и экономические". Издавала акад. в прошлом столетии и другие специальные, наприм. "К. на 1762 г. с описанием почтовых станов в Росс. государстве". Наконец, на обязанности академии лежало и составление адрес-К., т. е. росписи должностных, лиц, и придворного К. Первый адрес-К. изд. был в 1775 г. и с тех пор появлялся ежегодно, под разными заглавиями. В 1868 г. составление адрес-К. перешло от академии к департаменту герольдии Правит. Сената, а в 1894 г. возложено на вновь образованную инспекторскую часть гражданского ведомства. Начало издания придворного К. неизвестно: сохранился "Придворный К. на 1735 г.", но непрерывная серия их начинается лишь с 1745 г. С 1868 г. придв. К. издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещается придворный штат и сведения, необходимые для лиц, имеющих приезд ко двору (до 1825 г. печатался и список кавалеров всех росс. орденов). Академия наук ревниво охраняла свою привилегию на издание К.; тем не менее, издавались в России К. и помимо акд. Так, целый ряд месяцесловов издал в прошлом столетии Вас. Рубан; при Киево-Печерской лавре выходили на 1797-1800 гг. ежегодные "Киевские месяцесловы", которые, по словам Филарета, составлялись Иринеем Фальковским; на 1814-1855 гг. выходил "Морской Месяцеслов" и т. п. К. иногда входил еще в состав литературных альманахов (см.), но вообще он не считался у нас необходимой принадлежностью изданий этого рода. В 1800 г. академические месяцесловы расходились в количестве не более 16-17 тыс. экз.; в отдаленных городах они совсем не продавались или продавались по несоразмерно высоким ценам. В это время, помимо акд., издавались в России, между прочим, следующие К.: 1) Directorium — в Полоцке иезуитами; 2) два К. в Вильне, один "Астрономический", другой "Политический", служивший адресным К. для бывшей Польши; 3) два К. в Киеве, один церковный, другой "Астрономо-Политический"; 4) маленький немецкий К. в Риге, для Лифляндии и Курляндии. Указ 1 0 дек. 1800 г. запретил издание всех этих К., кроме Directoriuma и святцев, выходивших в Вильне. Вскоре за тем обнаружилось, что в России издавались еще немецкие альманахи и К. латышский, финский и еврейские; указом 27 июля 1801 г. все они были разрешены, "как не политические, адресные или астрономические, но простонародные", а 19 дек. 1801 г. состоялся именной указ, разрешивший вообще печатать провинциальные К. во всех тех местах, где они прежде издаваемы были. В 1855 г. привилегия акд. наук была ослаблена тем, что губернским начальствам, сначала в Воронеже, а затем и в других местах, разрешено было издавать "Памятные книжки" (см). Наконец, в 1865 г. предоставлено было всем желающим издавать К. Первыми частными издателями К. выступили Г. Гоппе и А. Гатцук. Последний издал в Москве "Крестный К." на 1866 г., ценою в 10 к. В составлении плана этого К. и обработке помещенных в нем сведений принимали участие, между прочим, проф. Погодин и Бодянский. В этом К. охвачены были почти все сферы церковных и гражданских интересов, по которым русскому человеку всего чаще приходится справляться. Громадный успех "Крестного К.", который стал расходиться в сотнях тысяч экземпляров, привлек к делу издания К. других предпринимателей, для которых К. Гатцук послужил образцом, хотя многие из них (К. Ступин, А. Суворин) значительно усовершенствовали календарное дело. В настоящее время число К.умножилось у нас до чрезвычайности. Они бывают общие и специальные. Общие К. могут быть распределены по 3-м группам, сообразно продажной цене, которая в календарном деле имеет очень большое значение. Главными представителями общедоступных К. ценою в 10-20 к., являются "Крестный К." Гатцука, "Современный К." К. Ступина (М., с 1889), "Домашний иллюстрированный К." В. Губинского (М., с 1884), "Всеобщий Русский К." И. Сытина (М., с 1884). Все это К. не только для справок, но и для чтения. Представителем второй группы К. может служить "Царь-Колокол. Иллюстрированный К.-альманах" Дашкевича, ценою в 60 коп. К третьей группе принадлежат К. сравнительно дорогие, ценою в 1 р. и более, напр. "Всеобщий К." Г. Гоппе (СПб., с 1867) и "Русский К." А. Суворина (СПб., с 1872). Умножились за последнее время и специальные календари, предназначенные для людей известной профессии или класса или же сообщающие сведения об отдельных местностях. Важнейшие из специальных К. первого рода: "Карманный военный К." Добржинского (с 1874 г., один для нижних чинов, другой для офицеров); "К. и справочная книжка русского сельского хозяина" О. Баталина (с 1875); "Лесной К.", изд. при содействии В. Собичевского и Н. Шафранова (с 1875 по 1882 г.); "К. пчеловода на 1893 г." В. Изергина; "Карманный охотничий К. на 1893 г." Н. Анофриева; "Юридический К." М. Острогорского (с 1877); "К. для юристов" Д. Чичинадзе (с 1893); "К. для врачей всх вдомств" В. Анрепа и Н. Воронихина; "Медицинский К." Г. Герценштейна; "К. для учителей" Ф. Гельбке; "К. и настольная книжка для матерей и хозяек" М. Кауфмана. К. этого рода по цене своей в большинстве случаев не могут быть отнесены к числу общедоступных. В 1 887 г. Я. В. Абрамов начал было издавать "Сельский календарь", приноровленный к нуждам крестьянства. Специальные К., относящиеся к отдельным местностям, ничем, в сущности, не отличаются от "Памятных книжек" (см.). В "Русско-славянском К.", изданном СПб. Славянским благотворительным обществом на 1890 и 1891 гг., предполагалось собирать возможно точные сведения о России и друг. славянских землях, но издание дальше двух выпусков не пошло. Литература о К. в ст. Библиография (см.). А. Я.

Определение слова «Календарь» по БСЭ:
Календарь - Календарь (от лат. calendarium, буквально - долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца - Календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты)
система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. В развитии К. находят отражение условия хозяйственного уклада народов.
Астрономические основы календаря. В К. используются астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времён года. На их основе установлены единицы измерения больших промежутков времени: средние солнечные Сутки (24 ч), синодический Месяц (29 сут 12 ч 44 мин 3 сек среднего солнечного времени) и тропический Год (365 сут 5 ч 48 мин 46 сек среднего солнечного времени). Невозможно подобрать такое целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток; все эти три величины несоизмеримы. Именно этим объясняются сложность построения К., появление на протяжении нескольких тысячелетий многочисленных календарных систем, стремящихся преодолеть эти сложности. Попытки согласовать между собой сутки, месяц и год привели к тому, что в разные эпохи у различных народов были созданы три рода К.: лунные, основанные на движении Луны и созданные с целью согласовать течение суток и лунного месяца; лунно-солнечные, содержавшие попытки согласовать между собой все три единицы времени; солнечные, в которых приблизительно согласовываются сутки и год.
Календарные эры. Последовательный счёт лет во всех системах К. ведётся от какого-либо исторического или легендарного события - начальной эры. В большинстве стран мира применяется так называемое христово летосчисление, впервые предложенное в 6 в. римским монахом Дионисием Малым; начальной эрой в нём служит «рождество Христово».
В СССР эта эра сокращённо обозначается н. э., что значит «наша эра» (или «новая эра»).
Лунные календари. В лунном К. год делится на 12 мес., содержащих попеременно 30 или 29 сут. Всего в лунном году 354 сут. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (это - одно из требований лунного К.), в определенные годы в последний месяц добавляются дополнительные сутки; годы в 355 сут являются високосными. Т. к. лунный год короче солнечного примерно на 11 сут, то начало лунного года ежегодно переходит на более раннее время и может приходиться на любой месяц солнечного года. Так, в 1973 начало лунного года падает на 4 февраля, в 1974 - на 25 января, в 1975 - на 14 января, в 1976 - на 3 января и 23 декабря, в 1977 - на 12 декабря, в 1978 - на 2 декабря, в 1979 - на 21 ноября, в 1980 - на 9 ноября и т. д. Семидневная неделя по дням совпадает с днями недели солнечного К. Лунный К. получил широкое распространение в мусульманских странах, где он называется лунной хиджрой. Начало летосчисления в этом К. приходится на 16 июля 622 н. э. В современную эпоху лунный К. применяется в Алжире, Ираке, Кувейте, Ливане, Ливии, Мавритании, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Сирии, Сомали, Судане, Тунисе и ряде др. стран.
Лунно-солнечные календари. Эти К. - наиболее сложные, т. к. в них согласуется движение Солнца со сменой лунных фаз. В основе лунно-солнечных К. лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 ч). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев (по 29-30 дней) и 7 лет по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й. Лунно-солнечные системы К. в древности применялись в Вавилонии, Китае. Иудее, Греции, Риме и некоторых др. странах. В 20 в. лунно-солнечный К. является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября. В ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и некоторые др.) в быту находит применение 60-летний циклический К., в котором начало года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля.
Солнечные календари. Одним из первых солнечных К. был египетский, созданный в 4-м тыс. до н. э. В этом К. год состоял из 365 дней. Он делился на 12 мес. по 30 дней каждый; в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев. К солнечным К. относятся: юлианский; григорианский: республиканский К. Великой французской революции; единый национальный К. Индии; проектируемый т. н. Всемирный К. и некоторые др. В современную эпоху международный К. является григорианский.
Юлианский календарь. Современный К. берёт начало от древнеримского солнечного К., который был введён с 1 января 45 до н. э. в результате реформы, осуществленной в 46 до н. э. Юлием Цезарем (отсюда название). День 1 января стал также началом нового года (до этого новый год начинался в римском К. 1 марта). Средняя продолжительность года в юлианском К. была принята равной 365 ј сут, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства 3 года подряд считали по 365 дней, а четвёртый, високосный, - 366 дней.
Год разделялся на 12 мес., за которыми были сохранены их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Было упорядочено число дней в месяцах: все нечётные месяцы имели по 31 дню, а чётные - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней. В 44 до н. э. в честь Юлия Цезаря месяц квинтилис (пятый) был переименован в июль, а в 8 до н. э. месяц секстилис (шестой) - в август в честь римского императора Августа. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счёт февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября - на декабрь. Правильное применение юлианского К. началось с 7 н. э.; с этого времени все годы юлианского К., порядковое число которых делится на 4, являются високосными. В 325 н. э. на Никейском соборе юлианский К. был принят христианской церковью.
Григорианский календарь. Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше тропического на 11 мин 14 сек, то за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. Поэтому к концу 16 в. весеннее равноденствие, которое в 325 н. э. приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Ошибка была исправлена в 1582, когда на основе буллы папы римского Григория XIII была произведена реформа юлианского К. Для его исправления счёт дней был передвинут на 10 сут вперёд, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября Так весеннее равноденствие вновь было возвращено на 21 марта. Чтобы избежать новой ошибки, было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня. Таким образом, вместо 100 високосных дней на каждые 400 лет в юлианском К. в новом К. их стало только 97. Из числа високосных были исключены те вековые годы (годы с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Такими годами, в частности, являлись: 1700, 1800 и 1900. Исправленный К. получил название григорианского К., или нового стиля (в отличие от юлианского, за которым укрепилось назв. «старый стиль»).
Средняя длина года в нём превосходит продолжительность тропического всего на 26 сек, что приводит к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет. Разница между старым и новым стилями составляет: для 18 в. 11 сут, для 19 в. 12 сут и для 20 в. 13 сут.
Григорианский К в разных странах был введён в разное время. В 80-х гг. 16 в. он был введён в Италии, Испании, Португалии, Польше, Франции, Люксембурге, Южных Нидерландах, Баварии, Австрии, католических кантонах Швейцарии и в Венгрии. В др. странах он стал применяться в начале 17 в. (Пруссия), конце 17 в. (протестантская часть Германии, Норвегия, Дания), в 18 в. (Сев. Нидерланды, Великобритания, Швеция и Финляндия), в 19 в. (Япония) и в 20 в. (Китай, Болгария, Румыния, Греция, Турция, Египет). В России григорианский К. был введён после Великой Октябрьской социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 (опубликован 25 и 26 января 1918), в соответствии с которым была введена поправка в 13 сут и после 31 января 1918 считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели в обоих К. совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется. Так, 10 апреля 1870 по старому стилю и 22 апреля 1870 по новому стилю приходятся на пятницу. К середине 20 в. григорианским К. пользуются практически все страны мира.
Древнерусский календарь. У древних славян год делился на 12 мес, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования. Наиболее установившиеся из них: сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березозол (март) - существуют несколько толкований: начинает цвести берёза, брали сок из берёз, жгли берёзу на уголь; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - от слова
«серп» - время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова «груда» - мёрзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студёно, холодно. Многие древнеславянское название месяцев позже перешли в ряд слав. языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках (в частности, в украинском, белорусском и польском).
В 10 в., с принятием христианства, в Древнюю Русь перешло и летосчисление, применявшееся римлянами: юлианский К., римские наименования месяцев и семидневная неделя. Счёт годов в нём вёлся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до н. э. Год начинался с 1 марта, когда приступали к с.-х. работам. Так продолжалось до конца 15 в., когда начало года было перенесено на 1 сентября Указом Петра I (от 15 декабря 1699) в 1700 в России были введены христианское летосчисление и начало года с 1 января. Указом предписывалось день после 31 декабря 7208 от
«сотворения мира» считать 1 января 1700 от «рождества Христова».
Календарь Великой французской революции. Был введён постановлением Национального конвента от 5 октября 1793. За начало счёта лет была принята дата уничтожения королевской власти и провозглашения Республики - 22 сентября 1792, совпавшая в этом году с днём осеннего равноденствия. Год разделялся на 12 мес. по 30 дней в каждом. Названия месяцев отражали явления природы, метеорологические и с.-х. условия климатической зоны Франции. Для согласования продолжительности календарного и тропических годов в конце каждого года добавлялось ещё 5, а в високосные годы 6 дней. Вместо семидневной недели месяц делился на три декады. 1 января 1806 республиканский К. Великой французской революции был заменен григорианским. См. также Республиканский календарь.
Всемирный календарь. Григорианский К. имеет ряд недостатков: неодинаковая продолжительность месяцев (28, 29, 30, 31 день), неравенство кварталов (90,91, 92 дня), неравенство полугодий (181, 182, 184 дня), несогласованность чисел месяцев с днями недели. Поэтому ещё в 19 в. стал обсуждаться вопрос о реформе К., т. е. о введении такого К., который был бы свободен от указанных недостатков действующего К. В разных странах было разработано много проектов нового К. Так, в одном из них было предложено календарный год считать содержащим 364 дня (4 квартала по 91 дню и по 13 полных недель в квартале), каждый из которых всегда приходится на один и тот же день недели. Для согласования его с тропическим годом в конце каждого года необходимо добавлять один вненедельный день
(«День мира») и один раз в 4 года после 30 июня добавлять второй вненедельный день («День високосного года»).
Однако сложные политические, экономические взаимоотношения между странами мира не позволяют проводить реформу К. только в национальных масштабах. Проблемой реформы К. занимается международная организация - Экономический и Социальный совет ООН.
Лит.: Идельсон Н. И., История календаря, Л., 1925; его же. Календарь, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 19, М., 1953; Сюзюмов М. Я., Календарь, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 6, М., 1965; Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (имеется подробная библ.); Цыбульский В. В., Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока, М., 1964; Ginzel F. К., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1-3, Lpz., 1906-14.
С. И. Селешников.


Календарь - печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников, часто астрономические сведения. Различают: табель-календарь (таблица с перечнем дней года); перекидной календарь, листки которого перекидываются на специальной подставке; отрывной К.; настольный К. (книга с подробным описанием юбилеев, знаменательных дат и др. сведений); деловой К. (для записи на память); цветной иллюстрированный К. (среди них К., скрепленные в виде книги или альбома, настенные К., большей частью рекламные или подарочные, представляющие собой ряд месячных табелей с репродукциями, декоративным рисунком, цветной фотографией).
В Древнем Риме К. сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (отсюда название), позднее К. стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, дни собраний сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских К. относится к 354 н. э.
Известны многочисленные списки и сборники с перечнем праздников, сказаний о христианских святых (называют К., святцами, мартирологами, минеями). У православных славян К. называют месяцесловом. В средние века издание К. находилось в руках церкви, с 14 в. появляются и К. светского содержания. На Руси первая попытка как-то регламентировать, в какие дни что делать и чего не делать, была предпринята в
«Изборнике» Святослава (1076). Затем, когда с 16 в. в Россию начали проникать К. с Запада, по их подобию стали составлять и отечественный К. (например, «Годовой разпись, или месячило» на 1670). Систематический выпуск печатных настенных К. начался в России при Петре I. Наиболее полным из дошедших до наших дней является т. н. Брюсов календарь, составленный московским книгоиздателем В. А. Киприяновым. К. был издан на 6 таблицах и содержал наряду с полезными астрономическими сведениями т. н. прогностик - предсказания погоды, урожаев, войн, болезней по положению небесных светил. Характерно, что
«прогностику» предпослана фраза, что «войну и мир собственно из звездочтения провещати невозможное дело».
С 1727 исключительное право издания К. осуществляла Петербургская академия наук. С 1770 К. именовались месяцесловами. Печатались они незначительными тиражами (17-18 тыс. экз.) и продавались по крайне высоким ценам. В середине 19 в. месяцесловы содержали немало исторических, астрономических, географических, метеорологических и иных сведений, приводили данные о ж.-д. и пароходном транспорте. С 1865 К. начинают издаваться частными лицами. Одним из первых частных русских издателей К. был А. А. Гатцук, чех по национальности.
В начале 20 в. книгоиздатель И. Д. Сытин организовал издание дешёвых, ярко оформленных К. для народа. Широко известны его настольные «Общеполезный календарь», «Всеобщий русский календарь», содержащие множество полезных сведений. Общий тираж сытинских настольных К. достиг небывалой до этого времени цифры - 6 млн. экз. Позже, при поддержке Л. Н. Толстого, Сытин наладил выпуск отрывного К., тираж которого составлял 8 млн. экз. Наряду с ними выходили дорогие К.:
«Царь-колокол. Иллюстрированный календарь-альманах», «Всеобщий календарь» Г. Гоппе, «Русский календарь» А. С. Суворина и др. Выпускались К. для лиц разных профессий (военных, юристов, пчеловодов и т.п.) и по интересам (хозяйственные, детские, женские). В 1899-1915 П. Н. Ариан издавала «Первый женский календарь».
Большевистским издательством «Зерно» был выпущен настольный «Календарь для всех на 1908 год», специально для которого В. И. Ленин в 1907 написал статью «Международный социалистический конгресс в Штутгарте».
После Октябрьской революции, когда в феврале 1918 юлианский К. был заменен григорианским, первым К., отпечатанным в типографии Сытина, был настольный «Советский календарь» на 1919 - издание ВЦИК РСФСР. В дальнейшем наряду с отрывными и перекидными К. выходили и настольные К. -
«Всеобщий настольный календарь», «Рабочий настольный календарь», «Крестьянский календарь», «Красная деревня» и др.
В СССР наиболее массовыми и популярными являются К., выпускаемые Политиздатом. Среди них - отрывные К. общей тематики (тираж около 16 млн. экз.), «Календарь для женщин» (14 млн. экз.), «Календарь школьника» (2,5 млн. экз.), а также
«Настольный календарь», цветные иллюстрированные К. - «Родина», «В мире прекрасного», «Женский календарь», «Молодёжный календарь», «Спорт». Политиздатом выпущены иллюстрированные К. к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - К.
«Ленин», к 150-летию со дня рождения К. Маркса - К. «Карл Маркс». Общий тираж К. Политиздата достигает (1972) 40 млн. экз. В других центральных издательствах СССР выходят «Календарь воина», «Сельский календарь»,
«Театральный календарь», «Кинокалендарь», «В мире музыки», «Сто памятных дат», «Звёздочка» (К. для октябрят), «Календарь филателиста», «Календарь знаменательных и памятных дат» и др. Кроме того, в ряде союзных и автономных республик выпускаются отрывные и настольные К. на языках народов СССР.
В зарубежных странах широко распространены настенные иллюстрированные табели-К. без текстового содержания; в отрывных К. обычно на оборотной стороне листков помещаются различные изречения, главным образом на религиозно-этические темы.
А. В. Толмачев.

Календарный Год    Календарь    Календарь Платежный