Комиссаржевский

Комиссаржевский в Энциклопедическом словаре:
Комиссаржевский - Федор Петрович (1838-1905) - певец (тенор). Отец В. Ф. иФ. Ф. Комиссаржевских. Первый исполнитель ряда партий в русских операх, вт. ч. Самозванца (''Борис Годунов'' М. П. Мусоргского). Профессор Московскойконсерватории (1882-87).


Федор Федорович (1882-1954) - режиcсер, педагог, теоретиктеатра. Сын Ф. П. Комиссаржевского. Организатор студии (1910) и Театраимени Комиссаржевской (1914), студийного Нового театра и др. В постановках''Фауст'' И. В. Гете (1912), ''Идиот'' по Ф. М. Достоевскому (1913), ''Буря'' У.Шекспира (1919). Комиссаржевский стремился раскрывать ''вечное вовременном'' используя условно-обобщенные средства театральнойвыразительности. С 1919 в Великобритании, ставил пьесы русских драматургов(А. П. Чехова и др.), оказал влияние на многих английских актеров (Дж.Гилгуд и др.), с 1939 в США.

Определение слова «Комиссаржевский» по БСЭ:
Комиссаржевский - Федор Петрович [1838 - 1(14).3.1905, Сан-Ремо, Италия], русский певец (лирико-драматический тенор), педагог. Отец В. Ф. Комиссаржевской. Брал уроки пения у итальянского педагога Э. Репетто в Милане. В 1863-1880 солист Мариинского театра. Первый исполнитель партий: Дон Жуан
(«Каменный гость» Даргомыжского), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Вакула («Кузнец Вакула» Чайковского), Синодал («Демон» Рубинштейна). Среди других партий: Фауст («Фауст» Гуно), Йонтек
(«Галька» Монюшко). Пение К. отличалось изяществом и тонкостью фразировки, сценическое исполнение - темпераментом, высокой артистической культурой. Выдающийся педагог, К. занимался со своими учениками (в их числе К. С. Станиславский) не только пением, но и драматическим искусством. В 1882-87 профессор Московской консерватории.


Комиссаржевский - Федор Федорович [23.5(4.6).1882, Венеция, - 16.4.1954, Дарьей, штат Коннектикут, США], русский режиссёр, педагог, теоретик театра. Брат В. Ф. Комиссаржевской, К. с 1906 работал в созданном ею театре. Затем ставил спектакли в театре К. Н. Незлобина и Малом театре в Москве. К. стремился к новым сценическим формам, мечтал о философско-романтическом театре (поставил «Идиот» по Достоевскому, «Фауст» Гёте).
В 1910 организовал студию в Москве, открыв при ней в 1914 Театр имени В. Ф. Комиссаржевской (поставил «Димитрий Донской» Озерова, «Гимн Рождеству» по Диккенсу). В 1918 в студийном
«Новом театре» (поставил «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Буря» Шекспира) К. стремился воспитать «универсального» актёра, владеющего искусством драматического актёра, певца, танцора. Выступал как оперный режиссёр (театр С. И. Зимина, Большой театр, поставил «Евгений Онегин» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина).
С 1919 жил за границей (Великобритания, Франция, США и др.). Ставил пьесы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, оперы М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне.
Соч.: Творчество актёра и теория Станиславского, П., [1916]; Театральные прелюдии, М., 1916; The theatre and a changing civilisation, L., [1935].
Лит.: Крыжицкий Г., Режиссёрские портреты, М. - Л., 1928; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961.

Комиссаржевская    Комиссаржевский    Комиссаржевской Театр (1904-10)