Конституция Соединенных Штатов Америки (Часть 1)

Конституция Соединенных Штатов Америки (Часть 1) в Энциклопедическом словаре:
Конституция Соединенных Штатов Америки (Часть 1) - основной действующий закон,выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердилреспубликанскую демократическую форму правления и федеративное устройствоСША. В соответствии со ст. VII вступила в силу после утвержденияспециальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня1788.Принципы конституции СШАКонституция базируется на принципахразделения властей (I ст. посвящена законодательной, II - исполнительной,III - судебной власти), ''сдержек и противовесов'' (каждая из 3 ветвейвласти располагает рычагами воздействия на 2 других), федерализма(первенства федеральной юрисдикции над юрисдикцией штатов), судебногоконституционного надзора. Конституция - документ прямого действия: судьи,вынося решения, обязаны руководствоваться в первую очередь Конституцией илишь во вторую - прочими законами; этот принцип провозглашен Верховнымсудом США в 1803.ПоправкиИзменения в Конституции и дополнения к нейпроизводились путем принятия поправок к основному тексту. В 1789-1992принято 27 поправок (Аrticles of Amendments). Первые 10 - Билль о правах -приняты в 1791. Остальные уточняли избирательные правила, нормыэкономической и политической жизни страны. XI поправка (1798) лишаласторонников Англии права обращаться в суд с требованием компенсации засобственность, конфискованную в ходе Войны за независимость. XII поправка(1804) регламентировала порядок выборов президента и вице-президента СШАпутем раздельного голосования за них, допуская принадлежность последних кразным партиям, что впоследствии было отменено. XIII (1865), XIV (1868) иXV (1870) поправки, принятые в результате победы северян в Гражданскойвойне в США, были направлены на ликвидацию расовой дискриминации исоздание законной основы для преобразований - Реконструкции. XVI поправка(1913) вводила более жесткие правила взымания подоходного налоганезависимо от источника и места получения совокупного дохода. XVIIпоправка (1913) в противовес усилению контроля партийных боссов надизбирательным процессом вводила прямые выборы сенаторов США. XVIII (1919)и отменившая ее XXI поправка (1933) отразили неудачный опыт введения''сухого закона'' в США. XIX (1920), XXIV (1964) и XXVI (1971) поправкираспространяли избирательные права на женщин, малоимущих и лиц в возрастеот 18 лет до установленного штатами более высокого возрастного ценза. ХХпоправка (1933) сокращала почти вдвое промежуток между избраниемпрезидента и вступлением его в должность, перенеся день инаугурации с 4марта на 20 января. В условиях ''великой депрессии'' 1929-33 это позволяловновь избранному президенту Ф. Д. Рузвельту скорее приступить к исполнениюсвоих обязанностей и реализации намеченных преобразований. На протяженииполутора столетий со времени принятия Конституции действовало неписаноеправило, что президент избирается не более, чем на 2 срока. Оно былонарушено Ф. Д. Рузвельтом, избиравшимся 4 раза. Однако XXII поправка(1951) восстановила конституционным путем старое правило, ограничиввозможность пребывания на посту президента 2 сроками. XXV поправка (1967)изменила порядок преемственности президентской власти, замещения вакансиивице-президента и права конгресса США в решении этих вопросов. ПоследняяXXVII поправка (1992) была предложена еще Дж. Медисоном вместе с Биллем оправах, она была принята конгрессом, но не ратифицирована необходимымколичеством штатов. В соответствии с принципами англо-американского права,закон, принятый позже, обладает большей юридической силой. Поэтомупоправки получали преимущественное значение, отменяя противоречившие имположения Конституции. Вопрос о правовом статусе КонституцииСторонникирасширительного толкования прав штатов, не располагая достаточнымиконституционными средствами для противодействия положениям Конституции,ставили вопрос о ее правовом статусе. Они предлагали считать Конституциюдоговором между штатами и федеральным правительством. Юристы и политикиюжных штатов, например, заявляли, что любой штат может расторгнутьдоговор, если сочтет, что федеральные власти его нарушили. В 1830 Д.Уэбстер объявил Конституцию актом высшего волеизъявления народа, врезультате которого была образована единая нация, а штаты, сохраниввторостепенные атрибуты власти, отказались от важнейшего права - выхода изСША. После Гражданской войны (1865) такое толкование Конституции сталообщепризнанным. Принятие Конституции стало возможным в результатекомпромиссов, что запечатлелось в основном ее тексте. Умалчивая осуществовании системы рабства, Конституция содержала лишь упоминание орабах в описательной форме. В разные периоды истории различные положенияКонституции толковались применительно к условиям времени. ЗначениеКонституции СШАБолее 200 лет она остается основным законом успешноразвивающегося государства, территория и население которого увеличились вомного раз, а общественно-политическая и экономическая жизнь измениласькардинальным образом. Неоднократно предпринимались попытки пересмотретьКонституцию США и выработать новый основной закон. Однако ни одна из нихне увенчалась успехом. Для пересмотра и принятия новой Конституциинеобходимо согласие трех четвертей штатов. Пока еще никому не удавалосьполучить необходимое количество голосов. Каждое поколение американцеврассматривает Конституцию не как исторический, а как современный документ,потенциально содержащий все юридические нормы, необходимые для разрешениятекущих проблем. Благодаря гибкости политико-правовой системы СШАКонституция действительно до сих пор выполняет эту роль. Вопрос озаложенных Конституцией нормах - источник бесчисленных споров. В 1907основатель прогрессистского движения Дж. А. Смит назвал Конституцию''реакционным документом'', т. к. создаваемое на ее основе правительство неимеет права вмешиваться в имущественные отношения и добиватьсяблагосостояния народа. При Ф. Д. Рузвельте такое вмешательство сталонормой, получив одобрение Верховного суда, который констатировал, что''социальный прогресс может быть достигнут с помощью все болеерасширяющегося и усиливающегося правительственного контроля''. Притолковании Конституции США обычно пытаются выяснить ''исходные намерения''ее авторов, используя материалы Конституционного конвента 1787, письма изаметки Дж. Медисона, Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Дж. Джея и др., атакже вышедшую из-под их пера публикацию ''Федералист'', в которойобъяснялись принципы основного закона США. Американская Конституцияоказала влияние на законотворчество многих стран мира (особеннофедеративных), ее нормы использовались при составлении конституцийМексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России и др. ПодлинникКонституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где онвыставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе сДекларацией независимости.Литература:Согрин В. В. Идейные течения вамериканской революции ХVIII века. М., 1980.Конституция США: история исовременность. Под ред. А. А. Мишина и Е. Ф. Язькова. М.,1988.Становлениеамериканского государства. Под ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.The Recordsof the Federal Convention of 1787. Ed. by M. Farrand. New Haven; London,1966. 4 vols.Lynd S. Class Conflict, Slavery, & the United StatesConstitution. Indianopolis; New York, 1967.Wood G. The Creation of theAmerican Republic 1776-1787. New York, 1969.А. А. Фурсенко---КОНСТИТУЦИЯСОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (текст)Мы, народ Соединенных Штатов, в целяхобразования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечениявнутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общемублагосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы,учреждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки. Статья 1Раздел1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежатКонгрессу Соединенных штатов, который будет состоять из Сената и Палатыпредставителей.Раздел 2. Палата представителей состоит из членов,избираемых раз в два года народом каждого из штатов; при этом избирателикаждого из штатов должны отвечать тем же требованиям, которые установленыдля избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собранияштата (см. поправки XV, XIX и XXIV). Не может быть представителем тот, ктоне достиг двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи летгражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителемтого штата, где он избирается.Представители и прямые налоги распределяютсямежду отдельными штатами, могущими вступить в настоящий Союз,пропорционально численности их населения, для определения которой к числувсех свободных людей, включая лиц, обязанных кому-либо службой в течениенескольких лет, и исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется трипятых прочих лиц. Настоящее исчисление населения производится в течениетрех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем черезкаждые десять лет в порядке, который будет установлен специальным законом.От каждых тридцати тысяч жителей не может быть избрано более одногопредставителя, но каждый штат должен иметь по крайней мере одногопредставителя. До производства такого исчисления населения штатНью-Гэмпшир избирает трех представителей, Массачусетс - восемь, Род-Айленди колония Провиденс - одного, Коннектикут - пять, Нью-Йорк - шесть,Нью-Джерси - четырех, Пенсильвания - восемь, Делавэр - одного, Мэриленд -шесть, Виргиния - десять, Северная Каролина - пять, Южная Каролина - пятьи Джорджия - трех (см. поправку XIV, XVI).При открытии вакансий впредставительстве какого-либо штата исполнительная власть последнегоназначает выборы для заполнения этих вакансий.Палата представителейизбирает своего спикера и других должностных лиц; ей одной принадлежитправо возбуждать преследование в порядке импичмента.Раздел 3. В составСената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата,избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов(см. поправку XVII); каждый сенатор имеет один голос.Немедленно вслед затем, как сенаторы соберутся после первых выборов, они разделяются на трипо возможности равные группы. Места сенаторов первой группы становятсявакантными по истечении второго года, второй группы - по истечениичетвертого года и третьей группы - по истечении шестого года, так, чтобыодна треть Сената избиралась вновь каждые два года; если вследствиеотставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве междусессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть последнегоможет произвести временные назначения впредь до следующей сессииЗаконодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии (см. поправкуXVII).Не может быть сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста,не состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и неявляется в момент избрания жителем того штата, где онизбирается.Вице-президент Соединенных Штатов является председателемСената, но может голосовать лишь в том случае, если голоса разделяютсяпоровну.Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателяpro tempore для замещения Вице-президента, когда он отсутствует илиисполняет обязанности Президента Соединенных Штатов.Сенату принадлежитисключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Заседая сэтой целью, сенаторы приносят присягу или делают торжественное заявление.Если подсудимым является Президент Соединенных Штатов, председательствуетГлавный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двухтретей присутствующих сенаторов.Приговор в случаях импичментаограничивается отстранением от должности и лишением права занимать иисполнять какую-либо почетную, ответственную или оплачиваемую должность наслужбе Соединенных Штатов. Однако в дальнейшем тем не менее производитсярасследование, отстраненному от должности предъявляется обвинение, онпредается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии сзаконом.Раздел 4. Время, место и порядок избрания сенаторов ипредставителей устанавливаются в каждом штате его Законодательнымсобранием; но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающийили изменяющий подобного рода правила, за исключением правил о местевыборов сенаторов.Конгресс собирается не реже одного раза в год, а егосессии начинаются в первый понедельник декабря (см. поправку XX), еслизаконом не будет установлен другой день.Раздел 5. Каждая палата решаетвопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерностиизбрания ее членов, и большинство каждой из палат составляет кворум,необходимый для ведения дел; но палата и в меньшем составе можетпереносить заседание с одного дня на другой и имеет право применять котсутствующим членам предусмотренные каждой палатой меры воздействия сцелью обеспечить посещение ими заседаний.Каждая палата может устанавливатьрегламент своих заседаний, наказывать своих членов за нарушение порядка идвумя третями голосов исключать их из своего состава.Каждая палата ведетпротокол своих заседаний и периодически публикует его, за исключением техразделов, которые, по ее заключению, носят секретный характер; сведения оголосах ''за'' и ''против'', поданные членами каждой палаты по какому-либовопросу, по желанию одной пятой присутствующих вносятся в протокол.Вовремя сессии Конгресса ни одна из палат не может без согласия другойпалаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не втом месте, в котором должны заседать обе палаты.Раздел 6. Сенаторы ипредставители получают за свою службу вознаграждение, устанавливаемоезаконом и выплачиваемое казначейством Соединенных Штатов. Во всех случаях,кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественногопорядка, они не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия насессии соответствующей палаты, а также следования в палату и возвращенияиз нее; за речи и высказывания в палатах они не могут привлекаться кответственности ни в каком другом месте.Ни один сенатор или представительне может быть назначен в течение времени, на которое он избран, накакую-либо гражданскую должность на службе Соединенных Штатов, если этадолжность была создана или связанное с ней жалованье было увеличено вназванный период, и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность наслужбе Соединенных Штатов, не может быть членом той или иной палаты, покасостоит в этой должности.Раздел 7. Все билли (т. е. законопроекты) посборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат можетпредлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другимбиллям.Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чемстать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов; если онодобряет билль, то подписывает его, в противном же случае возвращает билльсо своими возражениями в ту палату, которой последний был предложен, апалата вносит возражения Президента полностью в свой протокол заседания ипересматривает билль; если при таком новом рассмотрении билль будетутвержден двумя третями голосов палаты, он вместе с возражениямиПрезидента пересылается в другую палату, которая также пересматриваетбилль, и последний в случае принятия его двумя третями голосов этой палатыстановится законом. Во всех указанных случаях обе палаты применяютпоименный порядок голосования, и имена лиц, голосовавших ''за'' и ''против''билля, вносятся в протокол заседаний соответствующей палаты. Если билль небудет возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая воскресныхдней) после того, как он ему представлен, билль становится законом, так жекак если бы он был подписан Президентом; билль не становится закономтолько в случае, если он не мог быть возвращен в Конгресс ввиду того, чтопоследний отсрочил свои заседания.Всякое постановление, резолюция илирешение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей(за исключением решения об отсрочке заседания), представляются ПрезидентуСоединенных Штатов и только после его одобрения вступают в силу; в случаеже неодобрения они должны быть снова утверждены двумя третями голосовСената и Палаты представителей в соответствии с теми правилами иусловиями, которые установлены в отношении биллей.Раздел 8. Конгресс имеетправо: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборыдля того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общееблагосостояние Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и акцизныесборы должны быть единообразны на всей территории СоединенныхШтатов;заключать займы от имени Соединенных Штатов; регулировать торговлюс иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскимиплеменами;устанавливать единообразные правила о натурализации иединообразные законы о несостоятельности на всей территории СоединенныхШтатов;чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранноймонеты, устанавливать единицы мер и весов;устанавливать наказания заподделку государственных ценных бумаг и находящейся в обращении монетыСоединенных Штатов;учреждать почтовые службы и почтовые пути;поощрятьразвитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам иизобретателям исключительное право на их произведения и открытия;учреждатьподчиненные Верховному суду судебные органы; определять и карать морскойразбой, тяжкие преступления, совершенные в открытом море, и другиенарушения международного права;объявлять войну, выдавать каперскиесвидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правилаотносительно захватов на суше и на море;набирать и содержать армии; однаконикакие денежные ассигнования в этих целях не должны производиться болеечем на двухлетний срок;создавать и содержать флот; издавать правила поуправлению и организации сухопутных и морских сил;создавать милицию дляпроведения в жизнь законов Союза, подавления восстаний и отражениянападений;принимать меры по организации, вооружению и дисциплинированиюмилиции и по управлению той ее частью, которая используется на службеСоединенных Штатов, сохраняя за соответствующими штатами назначениеофицеров и обучение милиции в соответствии с уставными правилами,утвержденными Конгрессом;пользоваться во всех случаях исключительнойзаконодательной властью в предоставленном каким-либо из штатов округе (непревышающем десяти квадратных миль), который с одобрения Конгресса станетместопребыванием Правительства Соединенных Штатов, а также осуществлятьподобную же власть на всех территориях, приобретенных с согласияЗаконодательного собрания штата, который станет местопребываниемПравительства, для постройки фортов, казенных складов, арсеналов, доков идругих необходимых сооружений;издавать все законы, которые будутнеобходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех другихправ, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство СоединенныхШтатов, его департаменты или должностных лиц.Раздел 9. Конгресс до тысячавосемьсот восьмого года не может запрещать перемещение или ввоз таких лиц,которых какой-либо из существующих ныне штатов сочтет нужным допустить, нотакой ввоз может облагаться пошлиной или налогом, не превышающим десятидолларов с каждого лица (см. поправку XIII).Не допускается какая-либоприостановка действия привилегии habeas corpus, если только этого непотребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения.Не будутприниматься билли об опале и законы ex post facto.Не допускается обложениеподушной податью или иными прямыми налогами иначе как сообразно спереписью или упомянутым выше исчислением населения (см. поправку XIV).Немогут налагаться налоги или пошлины на предметы, вывозимые из какого-либоштата.Не должно оказываться предпочтение гаваням одного штата передгаванями другого посредством каких-либо торговых или финансовыхпредписаний, а суда, следующие в какой-либо штат или из штата, не могутпринуждаться к заходу в гавань другого штата, разгрузке и уплате тампошлин.Никакие денежные выдачи из казначейства не могут производитьсяиначе как согласно установленным законом назначениям, а подробные отчеты огосударственных доходах и расходах подлежат периодическомуопубликованию.Соединенные Штаты не жалуют никаких дворянских титулов, и ниодно лицо, занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность наслужбе Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот илииной дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля,при

Конституция Российской Федерации (Часть 4)    Конституция Соединенных Штатов Америки (Часть 1)    Конституция Соединенных Штатов Америки (Часть 2)