Каллиграфия

Значение слова Каллиграфия по Ефремовой:
Каллиграфия - Искусство писать четким, красивым почерком.

Значение слова Каллиграфия по Ожегову:
Каллиграфия - Искусство четкого и красивого письма

Каллиграфия в Энциклопедическом словаре:
Каллиграфия - (от греч. kalligraphia - красивый почерк) - искусствокрасивого и четкого письма. История каллиграфии связана с историей шрифтаи орудий письма (тростниковое перо - калам в древнем мире и на БлижнемВостоке, кисть в странах Др. Востока, птичье перо в Европе до 19 в.).Большой художественной выразительностью обладают многие образцысредневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейскойкаллиграфии.

Значение слова Каллиграфия по словарю Ушакова:
КАЛЛИГРАФИЯ
каллиграфии, мн. нет, ж. (греч. kalligraphia - красивый почерк) (книжн.). Искусство чистописания.

Значение слова Каллиграфия по словарю Даля:
Каллиграфия
ж. чистописанье и краснописанье. Каллиграф м. краснописец. Каллиграфический, к каллиграфии относящ.

Значение слова Каллиграфия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Каллиграфия — в старое время считалось отдельным искусством не только красиво писать, но и рисовать или чертить заглавные буквы; она начала особенно процветать в XV стол. Буквы, украшавшие страницы манускриптов, не только более или менее красиво чертились, но и стали расписываться красками. Наконец она стала отраслью миниатюрной живописи. Одним из отделов К. было также письмо чрезвычайно мелкими буквами, которые можно было читать лишь с помощью увеличительного стекла; напр. написанную молитву "Отче наш" или псалом можно было вделать в кольцо. Кроме того, исполнялись целые рисунки (портреты) штрихами, которые были не что иное, как чрезвычайно мелко написанные строки, содержавшие жизнеописание изображенного лица, и т. п. С изобретением книгопечатания К. стала падать и в наше время имеет весьма мало случаев проявлять свое существование; но чистописание не есть то, что прежде называлось К.

Определение слова «Каллиграфия» по БСЭ:
Каллиграфия (греч. kalligraphнa - красивый почерк, от kallуs - красота и grбpho - пишу)
искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей Шрифта и орудий письма (тростниковое перо-Калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. - Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (11 в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов - мастера шрифта
«насхи» Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К., очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К., начиная с
«Остромирова евангелия» (переписано в 1057 дьяконом Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам - создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К., а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе
(«чистописание»), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).
Лит.: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. - Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; Lart de lйcriture, P. - Baden-Baden, 1965.
Слева - фрагмент китайской рукописи шрифтом «лишу». 8 в. Каллиграф император Сюань-цзун. Справа - фрагмент иранской рукописи шрифтом «насхи» (поэма Фирдоуси «Шахнаме»). 1333. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Слева - фрагмент рукописи шрифтом «каролингский минускул» («Евангелие из Лорша»). 9 в. Ватиканская библиотека. Рим. Справа - фрагмент новгородской рукописи шрифтом «устав» («Юрьевское евангелие»). 1119-28. Исторический музей. Москва. Переписчик Федор Угринец.

Каллиграфический    Каллиграфия    Калликрат