Корнель

Корнель в Энциклопедическом словаре:
Корнель - (Corneille) Пьер (1606-84) - французский драматург, представительклассицизма. Сборник стихов ''Поэтическая смесь'' (1632). Трагическийконфликт страсти и долга в основе трагикомедии ''Сид'' (постановка и издание1637), первого образца классицистического театра. Тема государства каквысшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов),торжество героической воли в трагедиях ''Гораций'' (постановка 1640),''Цинна'' (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях''Мученик Полиевкт'' (1643), ''Смерть Помпея'' (1644). Следы эстетики барокков ''Родогуне'' (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе''Никомед'' (постановка и издание 1651) и др.

Определение слова «Корнель» по БСЭ:
Корнель - Корнель (Corneille)
Пьер (6.6.1606, Руан, - 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма»
(постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия «Клитандр, или Освобожденная невинность» (постановка 1630-31, издание 1632), трагедия «Медея» (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия
«Сид» (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в
«Сиде» ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640, издание 1641),
«Цинна, или Милосердие Августа» (постановка 1640-41, издание 1643) и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий К. начала 40-х гг. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма К. стремится приложить и к комедии
(«Лжец», постановка 1643, издание 1644).
Начиная с трагедии «Родогуна...» (постановка 1644-45, издание 1647), в театре К. намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий
«второй манеры» К. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха - тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра К. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. К. делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией
(«Дон Санчо Арагонский», постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего К.
«Никомед» (постановка и издание 1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала «Пертарита...» (постановка 1651, издание 1653) К. уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659. Трагедии К. 60-х гг.
«Серторий» (постановка и издание 1662), «Отон» (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. К. оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой «Сурена» (постановка 1674, издание 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к К. в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии К. переводились и ставились уже в 18 в. Особенно популярен К. был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий К. были сделаны в конце 19 в. и в советское время (М. Л. Лозинским).
Соч.: CEuvres, v. 1-12, P., 1862-68; в рус. пер. - Избранные трагедии, М., 1956; Театр французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.
Лит.: Батюшков Ф. Д., Корнелиев «Сид», СПБ, 1895; Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956; Сигал Н. А., П. Корнель. 1606-1684, Л.- М., 1957; Klemperer V., P. Corneille, Mьnch., 1933; Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957]; Descotes М., Les grands r
фles du theatre de Corneille..., P., 1962 (имеется библ.).
В. Я. Бахмутский.
П. Корнель. «Сид». Илл. Л. Мюллера. Офорт. 1909.

П. Корнель.


Корнель - Корнель (Corneille)
Тома (20.8.1625, Руан, - 8.10 или 8.12.1709, Андели), французский писатель, учёный, переводчик; брат П. Корнеля. С 1685 член Французской академии. Его комедии (начиная с 1649) - подражания или переложения испанской комедии интриги. Известность ему принесла лирическая трагедия
«Тимократ» (1656). Мастер сцены, К. был одним из любимых придворных драматургов Франции до конца 17 в. Он - автор пьес различных жанров, от трагедии до галантной оперы (иногда в соавторстве с др.). В последние годы переводил Овидия, участвовал в работе над академическими энциклопедическими словарями, историей Людовика XIV.
Соч.: CEuvres, t. 1-9, P., 1758; Thйвtre complet, P., 1881.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 437; Collins D. А., Thomas Corneille: protean dramatist, Hague, 1966.

Корнеллский Университет Сша    Корнель    Корнель Де Лион