Костумбризм

Костумбризм в Энциклопедическом словаре:
Костумбризм - (от исп. costumbre - обычай - нрав), направление в литературеи изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19 в. Возникнув изинтереса романтиков к народному быту, костумбризм стал поворотом креалистичному изображению действительности. Костумбристы нередкоидеализировали патриархальные нравы и обычаи.

Определение слова «Костумбризм» по БСЭ:
Костумбризм (исп. costumbrismo, от costumbre - нрав, обычай)
направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19 в. Родившись из интереса романтиков к народному быту, К. явился поворотом к реалистическому изображению действительности. К. выражал подъём национального самосознания, стремление передать особенности жизни народа, нередко с идеализацией патриархальных нравов и обычаев. В литературе К. разрабатывал преимущественно жанр очерка, но получил выражение и в романе, драматургии, поэзии. Предшественником испанского К. был С. Миньяно (1799-1845), автор острокритических очерков
«Письма простодушного лодыря» (1820). Утверждение К. в Испании связано с именами Р. Месонеро Романоса (1803-82), М. Х. де Ларры (1809-1837) и С. Эстеванеса Кальдерона (1799-1867), а также Х. Сомоса (1781-1852), С. Лопеса Пелегрина (1801-46), М. Лафуэнте (1806-66) и др. В 1843 писатели-костумбристы опубликовали коллективный сборник
«Испанцы, изобразившие сами себя», вызвавший появление многих подобных изданий. Влияние К. ощущалось в творчестве писателей-регионалистов А. де Труэвы (1819-89), Х. М. де Переды (1833-1906) и др. В странах Латинской Америки К. возник в 40-х гг. 19 в. Представители: в Чили - Х. Х. Вальехо (1811-1858); в Колумбии - Х. де Дьос Рестрепо (1827-97), Т. Карраскилья (1858-1940) и др.; в Перу - Ф. Пардо (1806-1868), поэт Р. Пальма (1833-1919); в Мексике - Х. Б. Моралес (1788-1856), М. Пайно (1810-94), поэт Г. Прието (1818-97) и др.
К. сыграл важную роль в графике и живописи стран Латинской Америки. В основе К. (часто связанного с научным изучением страны) лежало стремление к документально верному изображению природы, бесхитростному, внимательному и точному воспроизведению характерных черт и красочных особенностей народной жизни и быта; вместе с тем этнографический мотив в произведениях костумбристов нередко превращается в любовно воссозданную, подчас идилличную жанровую сцену. К. осознал эстетическую ценность природы и событий повседневной жизни, ввёл в круг латиноамериканского искусства образы простых людей. Значительная школа костумбристов сложилась на Кубе (В. П. де Ландалусе, 1825-89; Ф. Миале, 1800-68). К. развивался также в Колумбии (Р. Торрес Мендес, 1809-85), Аргентине (К. Морель, 1813-94), Уругвае (Х. М. Беснеси-Иригойен, 1788-1865), Чили (М. А. Каро, 1835-1903), Мексике (Х. А. Аррьета, 1802-79) и др. странах.
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Spell J. R., The costumbrista movement in Mexico, «Publications of the modern language association of America», 1935, v. 50; Costumbristas espanoles, ed. Е. Correa Calder
уn, v. 1-2, Madrid, 1950-51; Duffey P. M., The early «cuadro de costumbres» in Colombia, Chapel Hill, 1956; Rojas М. у Carrizzo М., Los costumbristas chilenos, [Santiago de Chile, 1957].
Костумбризм. В. П. де Ландалусе. «Визит». 1860-1880-е гг. Национальный музей. Гавана.

Кострубонька    Костумбризм    Костшевский