Лесозаготовительное оборудование
Определение «Лесозаготовительное оборудование» по БСЭ:
Лесозаготовительное оборудование - машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производственных операций на лесозаготовках. К Л. о. относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматические линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы - для валки леса, обрезки толстых сучьев, раскряжёвки хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и сучкорезок, - валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители, насосы, мотолебёдки и т.д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180-200 тыс. штук.
Табл. 1. - Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР
| Бензиномоторные пилы | Электромоторные пилы |
Технические данные | | |
| «Дружба-60» | «Дружба-4» | МП-5 «Урал» | ЭП-К5 | ЭП-К6 | ЭПЧ-3 |
Годы выпуска | 1960-1962 | с 1963 | с 1969 | 1949-1957 | с 1958 | с 1970 |
Мощность двигателя, квт | 2,6 | 3 | 4 | 1,5 | 1,7 | 3 |
Масса (для бензиномоторных |
пил в незаправленном | 11,3 | 12,4 | 11,6 | 9 | 9,3 | 9,5 |
состоянии), кг |
Транспортные
средства подразделяются на первичный
транспорт, служащий для
трелёвки (подвозки) заготовляемой древесины от
места повала деревьев
(лесосеки) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог, и транспорт, применяемый для
перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной
транспортировки используют
трелёвочные тракторы,
оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР
первый специальный
гусеничный трелёвочный
трактор КТ-12 был создан в
конце 40-х гг. В
последующие годы были созданы
более мощные и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).
Табл. 2. - Краткие технические данные трелёвочных тракторов, выпускаемых в СССР
Технические данные | КТ-12 | ТДТ-40 | ТДТ-40М | ТДТ-55 | ТДТ-60 | ТДТ-75 | ТТ-4 |
Годы выпуска | 1947- | 1956-1961 | с 1961 | с 1965 | 1958- | с 1962 | с 1973 |
| 1956 | | | | 1962 |
Мощность, квт | 26 | 31,5 | 37,5 | 44,5 | 45 | 56 | 81 |
Масса, т | 5,6 | 6,5 | 6,5 | 8,7 | 10,5 | 10,5 | 12,5 |
Колёсные тракторы более манёвренны, скорости
передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей) общего
назначения созданы их транспортно-трелёвочные
модификации К-703 и Т-157. Для
устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы
вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами.
Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами -
колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные
установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют
также агрегатные
лесозаготовительные машины,
например валочно-трелёвочные машины ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 (см. Лесосечные работы).
Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на
передвижное и стационарное.
Передвижное оборудование
обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах. К нему относятся агрегаты ЛО-25 для
очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучкорезные машины СМ-2 и СМ-55. В отдельных случаях применяют раскряжёвочные и
окорочные машины, а также оборудование для производства технологической щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматические агрегаты ПСЛ-2М и установки для
групповой очистки МСГ-2,
обрабатывающие соответственно 20-25 и 100-125 мі древесины в 1 ч.
Раскряжёвка и
разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматических линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С
производительностью 25-30 мі/ч. Для
расколки чураков на 2 части применяют
колун КЦ-7, на 2 или 4 - гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей
одновременно - гидроколун ЛО-46.
Сортировка и
транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами с полуавтоматическими сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.
Лесозаготовительные
предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами, шпалорезными станками, различными деревообрабатывающими станками, дробилками, оборудованием для производства древесноволокнистых и древесностружечных плит.
Для штабелевки и
погрузки древесины в лесозаготовительном
процессе используются
лесопогрузочные машины, Штабелёры.
Для
нормальной и
эффективной эксплуатации Л. о. строятся вспомогательные сооружения и устройства - эстакады,
подкрановые и подъездные пути,
площадки и т.д. Для технического
обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы -
профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механические мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования.
Д. К.
Воевода, В. И.
Алябьев.
Лесозаготовительная промышленность
Лесозаготовительное оборудование
Лесопильная рама