Лео

Лео в Энциклопедическом словаре:
Лео - (наст. фам. Бабаханян) Аракел Григорьевич (1860-1932) - армянскийисторик, писатель. Картины разорения армянской деревни, борьба противтурецкой тирании - в повестях ''Странник'' (1887), ''Пропавшие'' (1899),''Вардананк'' (1917). Труды по истории Армении и ее культуры.

Определение слова «Лео» по БСЭ:
Лео - Лео (Lйo)
Андре (псевдоним; настоящее имя и фамилия Леони Шансе, Champseix, урождённая Бера, Bera) (1829, Лузиньян, - 1900, Париж), французская общественная деятельница, писательница. В 60-х гг. 19 в. активно выступала за равноправие женщин. В дни Парижской Коммуны 1871 сотрудничала в революционной газете
«Сосьяль» («La Sociale») и «Коммюн» («La Commune»), участвовала в женских организациях. Защищала дело Коммуны в январском восстании 1871, сражалась на улицах Парижа против версальцев в мае 1871. В 1871-80 была в изгнании в Швейцарии; поддерживала бакунистов в их борьбе против 1-го Интернационала. В романе
«Возмутительный брак» (1862, в русском переводе - «Скандалёзный брак», 1865) Л. связывает освобождение женщины с её приобщением к крестьянской трудовой жизни. Романы «Развод» (1866, русский перевод 1868), «Алина-Али»
(1869, русский перевод 1870) и др. посвящены проблемам семьи и брака. Счастье человека Л. не мыслит вне трудовой жизни («Две дочери господина Плишона», 1865, и др. романы). В сказке-утопии «Коммуна Маленпи» (1874) дан расплывчатый образ республики мелких собственников. Д. И. Писарев признавал романы Л.
«...очень замечательными и в высокой степени полезными» («Романы Андре Лео», см. Полн. собр. соч., т. 6, СПБ, 1897, с. 347). В конце 70 - начале 80-х гг. Л. сотрудничала в русском журнале «Слово».
Лит.: Ткачев П., Люди будущего и герои мещанства, «Дело», 1868, № 4-5; Молок А. И., Публицист Парижской Коммуны (Андре Лео), «Большевистская печать», 1940, № 9.
А. В. Морозова.


Лео - Лео (настоящая фамилия - Бабаханян)
Аракел Григорьевич [14(26).4.1860, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР, - 14.11.1932, Ереван], армянский советский историк, писатель, публицист. Профессор Ереванского университета (1924-32). К началу 20 в. опубликовал много исследований по основным проблемам истории Армении и её культуры; в 1901-05 в Тбилиси вышли в свет на армянском языке монографии Л., посвященные истории армянского книгопечатания, жизни и деятельности Иосифа Аргутинского - главы армянской церкви в России, Степаноса Назаряна и Григора Арцруни - общественных деятелей, публицистов и критиков 19 в. Отказавшись от принципов клерикально-феодальной историографии, Л. развивал методику и методологию буржуазной исторической науки. Однако его мировоззрение до 20-х гг. оставалось идеалистическим. После Октябрьской революции 1917 Л. пересмотрел свои методологические позиции, встав в ряде вопросов на точку зрения экономического материализма и вульгарного социологизма. Л. отрицательно относился к культурному наследию прошлого, к армянскому освободительному движению, придавая исключительное значение армянскому купеческому капиталу в истории Армении. В последние годы жизни Л. работал над многотомной историей Армении.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963.

Лень    Лео    Леобен