Лад

Значение слова Лад по Ефремовой:
Лад - 1. разг. Согласие, мир, порядок.
2. Способ, образец, манера.


1. Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, строй музыкального произведения (в музыке).
2. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментах.
3. Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов. // Кнопки гармоники.

Значение слова Лад по Ожегову:
Лад - Образец, способ


Лад Поперечное деление на грифе струнного инструмента
Лад Согласие, мир, порядок
Лад Строй музыкального произведения, сочетания звуков и созвучий
Лад Клавиши гармоники, струнного, духового инструмента

Лад в Энциклопедическом словаре:
Лад - важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотныхсвязей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается взвукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся вопределенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой инеустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высотезвуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципоммелодии-модели (модуса, попевки; см. Древнегреческие лады, Натуральныелады, Средневековые лады, Макам, Рага); европейская гармоническаятональность 17-19 вв. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке20 в. (в т. ч. в додекафонии) используются наряду с классическими иобновленными древними типами лада. См. также Пентатоника, Диатоника,Хроматизм.

Значение слова Лад по словарю Ушакова:
ЛАД
лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов. 2. Способ, образец, манера. Роман на старый лад. Пушкин. Спою не хуже я и соловьиным ладом. Крылов. Защелкал, засвистал на тысячу ладов. Крылов. На разные лады. 3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский лад. Церковные лады. 4. преимущ. мн. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов (муз.). Знать лады балалайки. || Клавиши гармоники (муз.). Бойко перебирать лады. 5. Физическое сложение, стать животных (охот.). Пегий мерин... ладов хороших. Л. Толстой. Лады лягавой собаки. В ладу или в ладах (разг.) - мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. Грибоедов. В лад с кем-чем - согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными словами моя душа звучала в лад. Пушкин. Ни складу, ни ладу в чем (поговорка) - никакой связи,

Значение слова Лад по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ладпостроение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имели свои лады, связанные с известными названиями (см. Греческая музыка). Эти названия перешли в западную музыку и были применены к церковным или средневековым Л., при чем церковный Л. с известным греч. названием не соответствовал греч. Л. с тем же названием. До введения этих названий, Л. назывались автентическими и плагиальными (см. Григорианское пение). Церковные Л., применение которых было особенно распространено до ХVII ст., состояли (говоря наглядно) из чередования только белых клавиш фортепиано. Различались лады: ионийский, дорический, фригийский, лидийский, миксолидийский и эолийский (см. Церковные Л.). В настоящее время из церковных Л. применяются ионийский (наша мажорная диатоническая гамма) и эолийский (наша минорная неискусственная или так называемая натуральная гамма). Вследствие транспонирования ионийского Л. на разных ступенях хроматической гаммы, образуются тональности. Последние имеют два наклонения: мажорное и минорное (см.). Н. С .

Определение слова «Лад» по БСЭ:
Лад - система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Необходимое условие существования Л. - качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит Тоника, определяющая Тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом).
Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. - доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада - мажорного или минорного трезвучия. Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции, коренится в акустической природе звука.
Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение) - мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор).
На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется Модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. разрабатывается преимущественно в СССР.
Ю. Н. Тюлин.

Лагутин    Лад    Лада