Леф

Леф в Энциклопедическом словаре:
Леф - (Левый фронт искусств) - литературно-художественное объединение,1922-29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А.М. Родченко, близкие у - С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.).Теоретические установки а (О. М. Брик, С. М. Третьяков, В. Б.Шкловский): создание действенного революционного искусства, теория''социального заказа'', примат ''литературы факта'' над вымыслом, поиски новыхформ художественной выразительности. Издавало журналы '''' (1923-25) и''Новый '' (1927-28).

Определение слова «Леф» по БСЭ:
ЛЕФ (Левый фронт искусств)
литературно-художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, П. В. Незнамов и др.; до 1927 - Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, Б. Ф. Степанова, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики искусства, педагоги Вхутемаса-Вхутеина (Б. И. Арватов, О. М. Брик, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский и др.). Во главе объединения стоял В. В. Маяковский. Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. В. Кулешов, Э. М. Шуб). Теоретики Л. выдвинули теорию искусства как
«жизнестроения», теорию «социального заказа» (художник - только «мастер», выполняющий задания своего класса), а также «революции формы» (отсюда - отрицание художественно-познавательных функций искусства, недооценка классического наследства, формалистические поиски). Л. призывал к созданию утилитарных произв., имеющих определённую функцию. Выдвинутая Л. программа производственного искусства способствовала зарождению советского художественного конструирования. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую картину в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе, что практически вступало в противоречие с творчеством поэтов Л., и прежде всего - Маяковского), противопоставляя им документ, т. н. «литературу факта».
Объединение издавало журналы «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28) под редакцией Маяковского. В середине 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения, которое существовало до 1929, когда по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств). Теории Л. оказали влияние на деятельность Вхутемаса и Инхука.
Лит.: ЛЕФ, в кн.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М. - Л.,1933, с. 291 - 95; Перцов В. О., Маяковский в журнале «Леф», в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1917-1924), М., 1971; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964;
«ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932, М., 1966.
Л. К. Швецова.

Леуварден    Леф    Лефевр